Исследовательница американского Совета иностранных отношений Лорен Кан в статье на Foreign Affairs пишет о том, как технологии помогают Украине на войне. Редакция AIN.UA подготовила сокращенный перевод статьи.
В начале российского вторжения в Украину большинство экспертов ожидали, что Киев скоро упадет. Украинские силы боролись с большим и лучше вооруженным войском. В армии России было больше военного опыта и денег. Вопрос был не «если», а «когда» московские силы сменят власть в Украине.
Конечно, Киев не упал. Вместо этого украинские силы остановили атаку россиян на столицу и заставили их отойти. Россия отказалась от полномасштабного захвата, и война сейчас в основном идет на юге и востоке страны. Вопрос больше не в том, выстоит ли Киев. А в том, сможет ли украинское правительство вернуть оккупированные земли.
У неожиданного успеха Украины есть несколько причин. Логистическая некомпетентность российских войск, их удивительное неумение установить превосходство в воздухе и низкий боевой дух — все это сыграло роль. Так же, как западная поддержка Украины, и устойчивость ее военных. Но это все еще неполная история.
Украинские силы заслуживают признания не только за боевой дух своих воинов, но также и за свою технологическую осведомленность. Они использовали революционные и адаптировали уже привычные технологии новым и креативным способом, на поле боя и вне его. Они использовали дронов-камикадзе и модифицировали коммерческие дроны, чтобы по дешевке уничтожать российские войска и их технику, спутниковые данные, чтобы отслеживать передвижение этих войск в реальном времени, и искусственный интеллект, помогающий артиллерии попадать их самым эффективным и самым смертельным способом.
Украинские успехи происходят не потому, что они используют более крутые или более сложные хайтек-инструменты, чем россия. Напротив. Большинство из технологий, используемых украинскими войсками, доступны и просты. Именно их доступность и делает их столь мощными. Поскольку они просты в использовании, Украина может привлекать к этому солдат или даже гражданских после короткого обучения.
Здесь прослеживается еще один тренд: демократизация военной силы. Украина вывела искусство войны за пределы физического поля боя, за пределы традиционных участников, позволяя гражданским, частным бизнесам и организациям помогать в войне. Это повлияет на то, как в будущем будут воевать другие страны.
Сила людей
Украинские степи стали тестовой площадкой для военных инноваций и технологий. Более того, многие нишевые технологии из-за этого становятся мейнстримными именно потому, что Украина применяет их с таким успехом. Например, украинцы опровергли общее мнение о том, что дронами нельзя воевать, если есть ПВО. Они доказали, что коммерческие или opensource-данные являются действительно доступными и полезными источниками для военной разведки.
В качестве примера можно привести то, как украинцы используют турецкие дроны Bayraktar TB2. Они не были среди очевидных средств в этой войне из-за своих недостатков, но доказали свою успешность в нейтрализации медленных и стационарных целей, таких как бронированные машины или артиллерия. Например, в марте 2022 года Украина применяла их, чтобы атаковать российскую колонну военной техники севернее Киева, что повлияло на их отступление. Украинцы использовали TB2 для передачи координат и съемки. Недостатки TB2 украинцы также вернули в свою пользу: громкий и неповоротливый дрон идеально отвлек системы ПВО крейсера «Москва», пока украинские силы попали в него двумя ракетами «Нептун».
Эта война также первая в истории, где оба участника используют искусственный интеллект, в частности, машинное обучение и deep-learning. россия использовала AI, чтобы проводить кибератаки, создавать дипфейки со сдающимся президентом Зеленским и для продвижения другой пророссийской пропаганды.
Украина использовала AI-технологии распознавания лица, чтобы идентифицировать российских солдат и офицеров, искать дезинформацию и с помощью американских военных — генерировать модели российской тактики и стратегии. Ни Украина, ни россия не использовали ни одного оружия, которое могло бы частично руководствоваться искусственным интеллектом, например, используя его для выбора и наведения на цель.
Потратив всего $600, украинцы использовали 3D-принтеры и дешевые осколочные гранаты, чтобы превращать игрушечные дроны (которые дети берут для съемок панорам для Instagram) в оружие для точных и скрытых атак. Волонтерская организация «Аэроразведка» использовала коммерческие дроны, чтобы сбрасывать маленькие бомбы на крыши российского транспорта.
В начале июня 15-летний парень с помощью игрушечного дрона помог украинским военным направить удары на российскую колонну. Даже конкурс Евровидения в этом году повлиял на войну дронов: исполнитель от Украины разыграл свой приз за первое место, чтобы купить для армии несколько дронов PD2 украинского производства.
Украинское Министерство цифровой трансформации сумело получить доступ к частным сетям спутниковых снимков, поставляющих HD-изображения в реальном времени, и давит на такие компании, как Apple, Google, Meta и Twitter, чтобы те ограничивали сделки в россии. Украинцы сдерживают данные о боевых действиях в TikTok, чтобы помочь армии.
Большинство мира были убеждены, что москва выиграет, потому что подсчитали количество танков и солдат с обеих сторон. И россия явно преобладала по этим показателям. Но сейчас наступает новая эра военного ремесла и такие цифры только часть уравнения.
Тестовая площадка
Многие из тех технологий, которые использует Украина, не полностью новые на войне. Дроны TB2, например, эффективно использовались в войне Азербайджана против Армении во время войны в Нагорном Карабахе в 2020 году. Вооруженные силы Израиля использовали алгоритмы машинного обучения для идентификации целей 2020 во время операции в секторе Газа.
Технологии важны, но это не панацея. Украина не может победить только потому, что у нее есть Байрактары, дроны-камикадзе или технологически подкованное население.
Но использование Украиной новейших систем делает военный хайтек трендовым. Поэтому так сильно подскочил глобальный спрос на TB2. ОАЭ или Бангладеш, вероятно, начали процесс закупки этих дронов после того, как увидели, на что они способны в Украине. Франция начала ускорять процесс заказа американских дронов-камикадзе Switchblade.
А Украина продемонстрировала миру, что эти новейшие технологии могут быть эффективными, если использовать их в связи с другими возможностями. Или если пользоваться ими не так, как принято.