Компания ByteDance, владеющая соцсетью TikTok, в августе 2022 года приобрела Amcare Healthcare, одну из крупнейших сетей частных больниц в Китае, за $1,5 млрд. С первого взгляда это соглашение может казаться странным, учитывая основное направление работы ByteDance. Однако на самом деле это лишь один из десятков сделок, демонстрирующих амбиции китайского технологического гиганта выйти за пределы TikTok.
Forbes выпустил материал о том, как ByteDance пробивается в других отраслях, захватывая все: от стартапов видеоигр до медицинских веб-сайтов и платежных процессоров, даже когда-то занимаясь образовательными приложениями и бизнесом с размещением недвижимости. Журналист AIN.UA сделал перевод.
Как растет империя ByteDance и почему это плохо?
Включая TikTok и его китайский аналог Douyin ByteDance, перечисляет только семь продуктов, которыми она владеет. Но Sensor Tower обнаружила 70 различных активных программ от ByteDance, даже не учитывая в перечне шанхайскую сеть кафе Manner Coffee и китайский бренд чая с лимоном Ning Ji, которые считают ByteDance крупным инвестором.
Некоторые эксперты отмечают, что выход ByteDance за пределы социальных сетей вызывает беспокойство из-за инвестиций китайского правительства в ByteDance и законов Пекина, требующих от китайских компаний передавать большое количество информации о своих пользователях, объясняя это вопросами национальной безопасности и разведки.
Ключевая разница между ByteDance и Amazon, которая также расширяет свое присутствие в сфере здравоохранения благодаря приобретению OneMedical, заключается в том, что Amazon — частная компания, не имеющая обязательств перед правительством США.
«Amazon не сотрудничает с правительством США и не получает от него денег, и они не обязаны делиться с правительством данными. А ByteDance должна предоставлять информацию коммунистической партии», — отметила бывший руководитель контрразведки правительства США Эванина Уильям.
Хотя стоимость ByteDance упала ниже $300 млрд из-за общего падения рынка технологий, десятилетний стартап быстро вырос до конкуренции китайским технологическим титанам Alibaba и Tencent, которые существуют вдвое дольше.
«Чем больше становится китайская компания, тем важнее она для китайской экономики, а значит, для Коммунистической партии Китая и государства. Потому что китайская экономика, по сути, продолжение государства», — сказал Уилл Даффилд, политический аналитик Института Катона.
ByteDance уже присутствует в таких областях, как новости, игры, социальные сети, здравоохранение, виртуальная реальность и образование. И в большинстве случаев это происходило путём инвестиций или полного выкупа отдельных компаний.
Новости
- За несколько лет до того, как ByteDance запустил Douyin (китайскую версию TikTok) и сам TikTok за пределами материкового Китая, одним из первых продуктов ByteDance был новостной сервис Toutiao. К 2017 году Toutiao собрал около 700 млн пользователей в Китае – и ByteDance также выпустил международную версию TopBuzz, ориентированную на аудиторию в Соединенных Штатах. К 2018 году в TopBuzz было более 40 млн пользователей в США, но в 2020 году он был закрыт после обвинений в продвижении прокитайского контента.
- В конце 2017 года ByteDance также приобрела французское новое приложение-агрегатор News Republic. Правда, он также был закрыт вскоре после обвинений TopBuzz в цензурировании контента, который критикует китайское правительство.
- В 2018 году ByteDance также приобрела Baca Berita – новостное приложение в Индонезии. Сообщается, что BaBe также цензурировала контент, критикующий китайские власти.
Программное обеспечение
- В 2019 году ByteDance выпустила свой первый корпоративный продукт. Им стал инструмент для совместной работы на рабочем месте Lark (известный как Feishu в Китае). Инструмент, правда, очень похож на продукты Google или Microsoft.
- В 2021 году ByteDance запустил BytePlus – попытку использовать успешный алгоритм рекомендаций ByteDance, разработанный для TikTok, Douyin и Toutiao, и продать его как продукт для бизнеса. У него были клиенты в США, Сингапуре, Индонезии и Индии.
Здравоохранение
- В 2020 году ByteDance приобрела медицинскую онлайн энциклопедию Baikemy и запустила набор медицинских инструментов под названием Xiaohe, которые пациенты могли использовать для поиска медицинской информации и планирования виртуальных медицинских консультаций.
- В августе 2022 года ByteDance приобрела одну из крупнейших в Китае сетей частных больниц — компанию Amcare Healthcare.
- Эксперты отмечают, что соглашение с Amcare и связанные с ним шаги являются проявлением амбиций китайского правительства, чтобы страна стала мировым лидером в области искусственного интеллекта и здравоохранения до 2030 года.
Виртуальная реальность
- Первый большой шаг в виртуальную реальность состоялся, когда в 2021 году ByteDance купил Pico, одного из крупнейших в мире производителей VR гарнитур. В марте 2022 года ByteDance начала агрессивно продвигать свои предложения виртуальной реальности: пользователи Douyin, китайского эквивалента TikTok, начали видеть рекламу гарнитур Pico всякий раз, когда открывали программу. В июне 2022 г. Pico выпустил новую гарнитуру на европейские рынки, а в июле документы FCC раскрыли планы компании также выпустить гарнитуру в США.
- ByteDance недавно приобрела PoliQ, китайский VR стартап, ранее разработавший платформу для создания аватаров. ByteDance также тестирует такие приложения как приложение для общения на основе аватаров Party Island в Китае и приложение для создания аватаров Pixsoul в Юго-Восточной Азии.
Социальные сети
- Эта область работы ByteDance наиболее известна. В 2016 году компания запустила в Китае свое первое приложение для коротких видео Douyin. Затем она приобрела две американские компании – Flipagram и Musical.ly. Оба были приложениями для коротких видео, которые в основном ориентировались на подростков.
- После короткого противостояния Flipagram и Musical.ly друг другу ByteDance переименовал Flipagram в Vigo Video, а Musical.ly переименовал в TikTok. Сегодня архитектура алгоритмов TikTok и Douyin в основном одинакова, но проходящие через них данные разные. Douyin также имеет различные функции электронной коммерции и встроенную платежную систему. (В 2020 году ByteDance также приобрела платежную систему UIPay).
- ByteDance также имеет другие соцсети, в частности Xigua Video, приложение для обмена видео, которое первоначально называлось Toutiao Video. (С тех пор он вышел за пределы видео, созданных пользователями, в студийное производство, включая партнерство с BBC Studios и Discovery в 2020 году).
- В дополнение к своим видеоприложениям, ByteDance также попробовал социальные платформы на основе текста и фотографий, подобных Facebook и Instagram. Helo, популярный в Индии конкурент Facebook, который ByteDance запустил в 2018 году, был самым большим из них, но он пострадал, когда Индия запретила китайские приложения, включая Helo и TikTok.
- Из более мелкого – ByteDance также разработал музыкальный потоковый сервис Resso и видеоредактор CapCut.
Игры
- В 2019 году ByteDance купила шанхайский стартап по разработке видеоигр Mokun Technology, а затем игровую студию Levelup.ai, чтобы развивать свое игровое подразделение под названием Nuverse.
- В 2021 году ByteDance совершила одну из своих крупнейших сделок на рынке, когда потратила $4 млрд на приобретение крупного китайского производителя видеоигр Moonton и не разглашенную сумму на покупку китайской игровой студии C4games.
- За последний год портфель мобильных игр гиганта заработал более $1 млрд от игроков со всего мира, согласно данным Sensor Tower. И ожидается, что присутствие ByteDance в этом пространстве только усилится, поскольку компания стремится идти в ногу с такими конкурентами, как Tencent.
Образование
- В 2016 году ByteDance начала инвестировать в образовательные компании и разрабатывать собственные образовательные продукты. В 2020 году компания запустила свой edtech бренд Dali для пользователей Китая. К моменту объявления компания заявила, что на бренд уже работает 10 000 сотрудников.
- В следующем, 2021 году ByteDance продолжила расширять свое присутствие в сфере образования, и объявила, что найдет еще 13 000 сотрудников для работы над своими учебными продуктами, как GoGoKid (приложение для обучения английскому) и Qingbei (поточное приложение для онлайн-курсов).
- Но в конце 2021 года правительство Китая запретило большинство коммерческих репетиторских услуг и ввело строгие ограничения по поводу того, что можно преподавать студентам. Это практически уничтожило присутствие ByteDance на этом рынке и привело к масштабным сокращениям.