Основательница стартапа Frank Чарли Джевис соврала инвесторам о количестве его пользователей и продала его за $175 млн. Сейчас покупатель, JPMorgan Chase, подал против нее судебный иск. Эту историю рассказывает Forbes.

  • 30-летняя Чарли Джевис основала Frank в 2016 году, стартап работал над сервисом, улучшающим подачу заявки на студенческий кредит для молодых американцев. Она собиралась построить «Amazon для образования», и получила поддержку от миллиардера Марка Роуэна, а также венчурных инвесторов Aleph, Chegg, Reach Capital, Gingerbread Capital и SWAT Equity Partners.
  • В 2021 году основательница презентовала стартап представителям JP Morgan, и по материалам судебного иска, озвучила ложные данные о том, что «более 4 млн пользователей подписалось на использование сервиса для получения помощи».
  • В процессе due diligence, когда JP Morgan попросила у основательницы подтвердить эту цифру, она якобы предоставила целый список фейковых пользователей со всей персональной информацией: именами, датами рождения, адресами, всего на 4,2 млн студентов. Но этих пользователей в реальности не существовало, на самом деле у сервиса на тот момент было меньше 300 000 пользователей.
  • Джевис поначалу не хотела предоставлять данные по запросу JP Morgan, ссылаясь на то, что это нарушит конфиденциальность пользователей. Но покупатель настаивал на этом, поэтому она обратилась сначала к Chief Growth Office стартапа Оливье Амару, чтобы он создал список фейковых пользователей. Когда тот отказался, CEO обратилась к неназванному профессору из data science в Нью-Йорке с подобным запросом.
  • Он, используя данные настоящих пользователей Frank, создал более 4,2 млн фейковых аккаунтов. За это Джевис заплатила ему $18 тысяч. В судебном иске фигурируют скриншоты счетов на оплату услуг этого профессора. Также, в иске говорится, что Джевис пыталась либо уничтожить, либо изменить документацию по этому заказу. В то же время, Оливье Амар потратил $105 000, чтобы купить отдельную базу данных 4,5 млн студентов у компании ASL Marketing.
  • После продажи, в результате которой CEO получила $10 млн, а Амар — $5 млн, JP Morgan попросили у стартапа список его клиентов, чтобы рекламировать им продукты. Стартап предоставил базу данных, которую купил у ASL Marketing. Когда банк провел тестовую рассылку по 400 000 «клиентов Frank», результаты оказались ошеломляющими. Из всей рассылки было доставлено около 25% писем, а из них открыто только 1%. Это и подтолкнуло покупателя проверить данные о клиентах стартапа.
  • Бывшая CEO также судится с JP Morgan за «беспочвенные расследования» своего поведения и отказ выплатить ей несколькомиллионную компенсацию.
  • Чарли Джевис попала в список 30 выдающихся предпринимателей к 30 годам от Forbes в 2019 году. Тогда она рассказала, что ее сервис помог 300 000 студентов податься на помощь. Через два года, объявляя о соглашении с JP Morgan, она заявила, что сервис работает с 5 млн клиентов из 6000 колледжей.
  • Интересно, что эта история повторяет сюжет из сериала о предпринимателях Кремниевая долина, где команда стартапа Pied Piper купила себе десятки тысяч фейковых пользователей, чтобы облегчить поиск инвестиций. Впрочем, многие сюжеты в этом сериале вдохновлялись примерами из жизни предпринимателей.