Последние несколько лет Эмили Хэнли работает копирайтером на фрилансе и занимается стендап-комедией. В своей колонке она рассказала, как из-за распространения искусственного интеллекта осталась без работы.
Я всегда мечтала стать известной благодаря уму или моей неоспоримой красоте. Не думала, что это произойдет после тиктока о том, как я осталась без работы из-за AI.
Я пишу и занимаюсь стендапом. Как большинство креативных людей, я всегда работала полный рабочий день. Последние несколько лет зарабатывала копирайтером на фрилансе. Я писала тексты для сайтов, блогов компаний, статьи в интернет, тексты для публикаций в социальные сети и для маркетинговых кампаний. Не то чтобы загребала деньги лопатой или жила на яхте в Капри, но мне было комфортно. Мне казалось, что у меня наконец-то есть содержательная карьера.
Стремясь к инновациям, мы всегда отмечали их влияние, забыв о людях, которых эти инновации вытесняют на обочину жизни. Мы удивлялись печатному станку, не задумываясь о писаре, и радовались легкости работы кнопки лифта, хотя она быстро заменила оператора лифтера.
Все иначе, когда это касается тебя
Сначала работа замедлилась. Вместо 10 заданий в неделю я начала получать 5. Потом три. Потом одну.
Как нормальный миллениал с предустановленным синдромом самозванца я сразу же решила, что проблема во мне. Наконец, они поняли, что я бесталанный любитель, а не «профессиональный» райтер.
Большинство заказов на фрилансе я получала от одного агентства, которое работало с несколькими брендами. Когда заказы перестали поступать, я написала своему боссу редактору, чтобы выяснить – это он меня уволил или это бренды решили, что я должна бросить работу.
Выяснилось, что проблема не во мне. Но лучше бы она была во мне.
На самом деле клиенты просто больше не хотели платить за копирайт как таковой, потому что есть ChatGPT. Большинство заказчиков, для которых я делала тексты, были из малого бизнеса, стартапов и начинающих брендов, которые обычно первыми адаптируются к новым технологиям, чтобы избавиться от лишних расходов. Таких, как я.
Пытаться найти работу на перенасыщенном рынке, это как говорить с оператором по трудоустройству – многие из нас остаются на холде.
В течение следующих трех месяцев я непрерывно подавалась на вакансии контент-менеджеров и копирайтеров. С каждой неделей я расширяла сферу поиска, отчаяние толкало меня вперед, как коммуникабельная мама стеснительного ребенка.
Несколько успешных и все равно безперстпективных собеседований спустя – я оставалась безработной.
Наконец, на горизонте замаячило предложение от очень активного рекрутера. Это был контракт на полгода с хорошей зарплатой, хотя и чрезвычайно туманная позиция в глобальном конгломерате, название которого я не могу разглашать из-за NDA.
Я вышла после собеседования сильно расстроенная, что не послушалась совета отца и не стала электриком
Компания искала копирайтера, который бы тренировал ее АІ-алгоритм с целью улучшить его способности коммуницировать с людьми. А контракт был на полгода, потому что ожидалось, что именно столько времени нужно человеку, чтобы натренировать AI делать его работу быстрее, лучше и дешевле.
Возможно, вы подумали, что я отказалась от следующего этапа собеседования, потому что эта работа в будущем забрала бы у меня возможность зарабатывать на жизнь. И вы ошибаетесь. На краю финансовой пропасти такие высокие материи, как будущее, вообще не приходят в голову – она забита вопросами, где жить и что есть уже сейчас.
Я бы взялась за эту работу, но самое смешное – я ее не получила
Вместо этого меня наняли на должность амбассадора бренда. Если перевести с гламурного, то это человек, который предлагает бесплатные пробники газировки в супермаркете. Я все еще ищу работу как автор, нужно сводить концы с концами.
Через два месяца после запуска ChatGPT пересек отметку в 100 млн пользователей, самоутвердившись в статусе самого быстрорастущего приложения. Чем больше пользователей делает запросы, тем умнее становится ChatGPT – и тем больше райтеров скоро окажутся там, где я и операторы лифтов – на свалке истории.
Что-то подсказывает мне, что я и мои коллеги копирайтеры оказались лишь на первой волне AI-цунами. Но за ней будут другие. По данным исследования, в мае 2023 года из-за распространения АІ работу потеряли уже 4000 человек.
Раньше я думала, что художники и креаторы в безопасности – кто сможет (и вообще захочет) заменить удивительные творения человеческого разума? Ха! Теперь я понимаю, что даже в самых креативных индустриях креативность никогда не стоит на первом месте. Если робот может выполнять вашу работу дешевле – так оно и будет, поверьте мне.