Корейские физики заявили о сверхпроводимости при комнатной температуре и обычном давлении

Читать на UA

Группа ученых из Корейского исследовательского центра квантовой энергии (Quantum Energy Research Centre) опубликовала материал о том, что им удалось получить соединение, которое приобретает состояние сверхпроводника при комнатной температуре и нормальном атмосферном давлении, сообщает Nauka.ua. Если это заявление оправдается — это претендент на Нобелевку, но многие ученые относятся скептически к такой возможности.

В чем суть открытия

Ученые опубликовали свою работу на сайте препринтов arXiv, ее еще не рецензировали их коллеги.

«Впервые в мире мы докладываем об успехе в синтезировании сверхпроводника, работающего при комнатной температуре и обычном давлении, с помощью химического подхода к решению проблемы температуры и давления. Мы назвали этот сверхпроводник LK-99», — говорится в работе.

Материал LK-99 — это модифицированный апатит свинца. Группа учёных пишет о том, что во время экспериментов с LK-99 до температуры в 126,85 градуса Цельсия материал демонстрирует нулевое электросопротивление (и слабое сопротивление в промежутке от 60 до 90 градусов Цельсия). Также они пишут и об эффекте Мейснера, который заключается в вытеснении магнитного поля, что, например, позволяет сверхпроводнику левитировать над магнитом. Они также опубликовали видео этого эффекта.

Образец материала левитирует над магнитом, изображение New Scientist

Почему это важно

Сверхпроводимость — это падение электрического сопротивления до нуля. Пока что ученые воссоздавали это состояние при экстремально низких температурах, близких к абсолютному нулю. Во второй половине XX века открыли новые типы сверхпроводников на основе соединений меди, в которых сопротивление падает при -196 градусов Цельсия. Ученым удалось получить сверхпроводники, работающие при температуре выше нуля, но при огромном давлении, в миллионы атмосфер.

Если кому-то удастся получить сверхпроводник, работающий при обычной температуре и давлении, это будет означать революцию в технологиях, прорыв в энергетике, новый этап работы с квантовыми компьютерами, даст создать новые типы устройств для хранения данных, новое медицинское оборудование, транспорт на магнитной левитации и так далее.

Почему к нему относятся скептически

Количество случаев, когда группы ученых сообщали об открытии сверхпроводника, работающего при таких условиях, но впоследствии их результаты не проходили проверку или же их не удавалось воспроизвести, -достаточно велико.

«Исследование предоставлено неизвестной командой из недавно созданного института с небольшими достижениями в области, оно не проходило рецензирование, а его данные — путаные. Так что ставлю на то, что это будет еще один случай из цикла хайпа и дальнейшего разочарования, которые и так наводняют эту отрасль науки», — пишет Spectator.

Ученые из Оксфордского университета Сюзен Спеллер и Крис Говернор, к которым обратился New Scientist, говорят о том, что когда материал приобретает свойства сверхпроводника, для этого есть точные показатели, которые можно измерить, в частности, реакция на магнитное поле и теплоемкость, но их не демонстрируют в данных исследования. «То есть, пока еще рано говорить, что нам предоставили убедительные доказательства сверхпроводимости в этих образцах», — говорит Спеллер.

Профессор физики из Университета Райса Дуглас Нательсон опубликовал небольшой тред в Twitter, где анализирует данные, предоставленные в исследовании, и приходит к выводу, что это все «не придает уверенности в результатах».