Рубрика «Стартап дня» на AIN.UA – это трибуна для основателей проектов, где можно познакомить потенциальных клиентов и инвесторов со своим продуктом. Редакция сохраняет прямую речь спикера. Рассказать о своем стартапе можно, заполнив анкету по ссылке.
WE.UA – это социальная web-платформа, которая объединяет несколько сервисов: агрегатор новостей, доску объявлений, прогноз погоды, агрегатор событий и мероприятий, а также социальную сеть.
Учредители и команда стартапа
Основатель стартапа – Мирослав Байда. Сейчас на full-time в команде работает 2 сотрудников, еще 3 имеют частичную занятость и помогают с проектом в свободное от основной работы время. Пока мы не можем себе позволить расширение команды, хотя в перспективе очень хотим усилиться разработчиками iOS-приложений и специалистами по ML на Python.
О чем стартап
WE.UA – это социальная web-платформа, которая объединяет несколько сервисов: агрегатор новостей, доску объявлений, прогноз погоды, агрегатор событий и мероприятий, а также социальную сеть. В перспективе появятся еще 2 сервиса: Конструктор сайтов и форум. На завершающей стадии разработки находится мобильное приложение для Android с чатами и каналами новостей для простой и быстрой коммуникации между пользователями. Позже представим приложения WE.UA для iOS, MacOS и Windows.
Отмечу сразу, что наш проект увидел свет в 2022 году. Я, Мирослав Байда, и моя команда не имеем никакого отношения к истории с доменом WE.UA в 2014-2015 годах. Мы не имеем ничего общего со старыми созвучными сайтами или стартапами и точно не являемся оппонентами любых патриотических проектов.
Какая модель монетизации
Рекламная монетизация (реклама всередине сервисов).
Сколько времени ушло на MVP? Какие ошибки допустили?
Для создания минимально жизнеспособного прототипа web-версии с текущими сервисами понадобилось около 6 месяцев времени. Это с учетом того, что Агрегатор новостей и Доска объявлений были созданы еще до 2022 года. За полгода была поднята социальная сеть, которая объединила сервисы платформы. Приложение в разработке уже более 9 месяцев и уверенно приближается к релизу.
Скорее к сложностям, чем к ошибкам можно отнести разработку приложений собственными силами и нежелание отдавать эту часть на аутсорс. Позже, на примере конкурентов, я объясню почему это не ошибка.
Как возникла идея создать стартап?
Как ни странно, меня вдохновила история Ukr.net как одного из крупнейших и древнейших порталов Украины, который до сих пор на плаву и имеет десятки тысяч читателей ежедневно. Долго интересовался агрегаторами новостей и хотел получать данные как можно быстрее после их появления на сайтах. Так в 2019 году я создал собственный агрегатор с категориями и релевантным поиском. В агрегаторе хотелось иметь комментарии и лайки. Этот функционал реализовал на технологии WebSockets. Лента новостей все больше стала напоминать ленту социальной сети. Оставалось реализовать персональные страницы и чаты между пользователями.
Как только появились подпроекты, особенно Доска объявлений, стало понятно, что социальная сеть будет иметь объединяющую роль для всех сервисов платформы. С середины 2021 года я искал меткое короткое доменное имя, ведь от меткого названия зависит очень многое. Были разные варианты: UAweb, UAnet, UAnews, Razom, Gurtom и тому подобное.
Свои коррективы внесло полномасштабное вторжение рф и работу над проектом пришлось отложить. За несколько месяцев мы с семьей пришли к выводу, что война – не на 2-3 недели, а надолго и было бы хорошо иметь источник пассивного дохода и направлять его на волонтерскую деятельность и помощь ВСУ (хотя бы несколько сотен долларов в месяц).
В мае 2022 года я наткнулся в сети на предложение по продаже ТМ и красивого доменного имени WE.UA. Цена оказалась приемлемой и ниже рыночной, поэтому пришло время действовать. Так все мои последние проекты объединились в единую web-платформу с метким названием WE.UA.
Кто ваши конкуренты, какие у них достижения?
Каждый из сервисов Платформы WE.UA имеет значительное количество конкурентов в своей нише:
- Так для Агрегатора Новостей, главными игроками в украинском сегменте являются Ukr.net и «Google Новости». Но они не предлагают обсуждения в комментариях, или лайки прямо в ленте новостей, как это реализовано на WE.UA. Среди достижений конкурентов – замечательная группировка новостей по теме. Мы работаем над подобным объединением и группировкой новостей, ведь очень часто материал сначала выходит на одном информационном сайте, а потом другие на него ссылаются. Также, мы не включаем в список источников пророссийские информационные агентства, или издания, которые занимались откровенной антиукраинской «джинсой». Еще к преимуществам WE.UA можно отнести возможность подписки на отдельные каналы и формирование своего списка «Избранное» из любимых источников. Например, я ежедневно читаю новости отрасли по новостям с нескольких украинских сайтов.
- Говорить о конкурентности Доски объявлений от WE.UA с лидерами отечественного рынка довольно сложно, даже если бы у нас был бюджет OLX. Для чего нам собственная Доска объявлений: часто в социальных сетях люди пытаются продавать свои товары и услуги (народный SMM), но видит их объявления только узкий круг друзей, или участники какой-то группы. Мы хотим предложить альтернативу: Вы размещаете сообщение в нашей социальной сети, выбираете тип «Объявления», указываете цену и ближайший город и Ваше объявление увидят не только в Ленте новостей, но и весь мир на Доске объявлений. Дополнительно, мы можем рекламировать Ваше объявление в Google Ads и привлечь максимальное количество клиентов по вполне конкурентным ценам. Это довольно действенное отраслевое решение.
- Сайт социальной сети от WE.UA сможет конкурировать разве что с отечественными решениями, претендуя на минимальный процент рынка. Наш приоритет – создание простого и удобного интерфейса с современным стеком технологий, а не «убийцу Facebook». Похвастаться можем разве что украинской модерацией и отсутствием российских приспешников. Наверное, самым современным конкурентом может быть социальная сеть « єСвоє», но мы не делаем соцсеть исключительно для бизнеса. Остальные отечественные конкуренты имеют несколько устаревшие интерфейсы и малое количество постоянных пользователей. Украинские серверы Mastodon не рассматриваем как конкурентов или полноценные отечественные соцсети.
- Конкурировать с сайтами погоды мы не видим особого смысла. Сайт с прогнозом погоды в платформе WE.UA выполнен для визуализации данных (устраиваемый виджет) и для внутренних потребностей пользователей. Ни одно из сторонних решений не удовлетворяло требованиям быстродействия и дизайна, поэтому мы разработали свой сайт Погоды.
- Среди социальных приложений, которые составят конкуренцию, есть довольно интересные отечественные новинки. К ним можно отнести dober.chat, whabe.app и Obimy. Мы не предлагаем такой уровень защиты, как в Dober. Whabe имеет концепцию игры-сравнения, а не чисто мессенджера с новостями. Obimy – это сенседжер (мессенджер для передачи смыслов), то есть также очень инновационно и явно вне конкуренции.
В общем, говоря о конкурентных преимуществах сервисов WE.UA, определяем следующие черты: современный дизайн, легкость освоения, доступность, комплексность решения.
Каких конкурентов уже нет, почему, у них не получилось?
- В свое время были weua.INFO и Ukrainians. Они концентрировались исключительно на социальной сети, их функционал отставал от популярных сетей, у них были пробелы с монетизацией и большая зависимость от чужих инвестиций.
- Очень амбициозным украинским проектом оказалась Nimses.com, они имели инновационные идеи и проблемы с финансированием и монетизацией.
- Среди мессенджеров была отечественная разработка Kawoon.app, которая отличалась современным дизайном и богатым функционалом. Его разрабатывали дорогой командой и привлеченных инвестиций оказалось недостаточно.
Как вы оцениваете рынок для вашего продукта?
С полной верой в ВСУ мы надеемся на победу и послевоенное восстановление и процветание Украины. Патриотические настроения общества породят новую волну интереса к украинским социальным сетям и отечественным стартапам. Веб-платформа WE.UA позиционирует себя преимущественно на внутренне-украинском рынке информационных услуг.
Целевая аудитория – социально-активное и платежеспособное поколение. Бесплатные объявления и SMM в WE.UA могут стать удобными нишевыми инструментами для малого и среднего бизнеса.
Также, пригодятся возможности рекламирования внутри платформы и в выдаче Google. Мы убеждены, что в условиях новых экономических вызовов комплексный подход может стать самым эффективным решением.
Сколько денег/времени инвестировано?
Начиная с мая 2022 года и по сей день потрачено более 3500 часов времени на разработку и инвестировано личные сбережения основателя. Иностранные инвестиции не привлекали. Не участвовали в грантовых программах и пока не планируем.
Чего удалось достичь?
- Имеем посещаемость в Новостях на уровне 2-3 тыс. уникальных посетителей ежедневно.
- География распространения: 89% читателей из Украины, далее следуют Польша, США, Германия, Турция и другие страны Европы.
- Обычно, подавляющее большинство читателей в Украине составляют жители Киева и области, Харьковской и Днепропетровской областей.
- Посещение со смартфонов составляет 76%, поэтому адаптивный дизайн и доступность WE.UA на мобильных экранах является приоритетом и качественным признаком доступности сервисов.