Каким будет автомобиль в будущем
Программное обеспечение современного автомобиля занимает более 100 миллионов строк кода. Это в десять раз больше, чем код операционной системы Android и в два раза больше объема кода Facebook. С развитием технологий автопроизводители все чаще стали обращать внимание на возможности, которые транспорт может предоставить владельцу с точки зрения комфорта и развлечений, чем на традиционные характеристики авто. И сейчас все больше инноваций в автомобильной индустрии происходят именно в программной составляющей машин.

Автомобиль будущего будет мало похож на современный транспорт. Он будет ездить самостоятельно, «общаться» с инфраструктурой и другими машинами, а также понимать голосовые команды. И, скорее всего, у него даже не будет руля.
Автор:
Дмитрий Демченко

Материал подготовлен при поддержке GlobalLogic
Что это значит?

Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя.
Новый смартфон
Сегодня автомобиль уже можно назвать новым смартфоном. Отношение к транспорту у людей меняется — теперь это не только удобный и эффективный способ передвижения, а устройство, которое предлагает много возможностей. Современный автомобиль умеет почти все, что смартфоны и планшеты: он подключается к Wi-Fi, принимает звонки и понимает голосовые команды.

В начале 2017 года компания Fiat Chrysler Automobiles представила концепт своего нового автомобиля Chrysler Portal. Как описывал новинку журналист Forbes, это транспорт для миллениалов, который удовлетворяет их технологические потребности и соответствует их стилю жизни. Chrysler Portal распознает человека по голосу и лицу, позволяет делиться контентом прямо в автомобиле и слушать музыку отдельно на каждом сидении, не мешая другим пассажирам. По сути, компания представила не автомобиль, а современный мультимедийный хаб.

Главная проблема будущего — безопасность таких автомобилей. Уже сейчас есть примеры взлома машин, которые выводят из строя их важнейшие компоненты. В августе этого года компания Trend Micro опубликовала отчет, где рассказала об ошибке в ПО ряда автомобилей, которая позволяет хакерам получать доступ к внутренней системе транспортного средства. Используя эту ошибку, мошенники могут отключить некоторые механизмы безопасности — например, подушки безопасности или антиблокировочную систему.
Над программным обеспечением автомобилей работают и в Украине. Например, уже в течение нескольких лет компания GlobalLogic развивает собственную разработку Nautilus. Это платформа, которая может вмещать в себе сразу две и больше систем. Одна из них, например, отвечает за критически важные функции автомобиля, а другая, работающая на Android, управляет информационно-развлекательной системой машины.

Такая особенность Nautilus позволяет автопроизводителям быстро и качественно создавать информационно-развлекательные решения для машины без значительных трат. Также поддержка двух и более систем позволяет адаптировать Nautilus к каждой конкретной модели для более эффективного использования платформы.
Nautilus на Lviv IT Arena
Сеть автомобилей
Автомобиль будущего — это также участник большой сети дорожного движения. В рамках этой сети автомобили будут «общаться» между собой, то есть передавать необходимую информацию: ситуацию на дороге, погодные условия и так далее. То же самое будет происходить и с объектами инфраструктуры. Автомобиль сам поймет, когда загорится зеленый свет и начнет движение.

«В будущем автомобиль будет опираться не только на собственные датчики, камеры и лидар. Он также будет получать информацию и сигналы от других машин — к примеру, просьбу пропустить другой автомобиль», — говорит Денис Балацко, Vice President of Engineering компании GlobalLogic.

Согласно некоторым предположениям, к 2020 году на дорогах будет ездить около 200 млн подключенных машин. И эту тенденцию можно наблюдать уже сейчас. В ноябре этого года в Великобритании консорциум UK Autodrive, в который входят Jaguar Land Rover, Ford и TATA Motors, запустил тестирование подключенных к интернету машин экстренных служб. Они будут отправлять сигналы ближайшим автомобилям с просьбой уступить им дорогу.
Все это будет возможным благодаря новым технологиям, которые уже активно развиваются. Например, автомобили будут «общаться» между собой с помощью V2V-протокола. Именно эта технология будет уведомлять других участников движения о скорости транспорта, его пути, состояние тормозов и так далее. Она предназначена для того, чтобы предотвратить аварийные ситуации на дорогах — по словам генерального директора компании Nexar Эрана Шира, благодаря V2V-взаимодействию в будущем количество аварий уменьшится на 80%.

V2V-протокол — не единственная технология, которая обеспечивает работу сети автомобилей. Сейчас также идет активная работа над взаимодействием транспорта и инфраструктуры (V2I), облачных сервисов (V2C) и других устройств (V2D). Развитию этих решений также поспособствует появление 5G. Эта связь характеризуется минимальной задержкой — менее 10 миллисекунд. По словам Дениса Балацко, 5G позволит автомобилям фактически в режиме реального времени взаимодействовать с облаком.

Благодаря этим технологиям в будущем водители и пассажиры будут знать намного больше о ситуации на дороге. Автомобиль предупредит их об аварии впереди или о неблагоприятных автомобильных условиях. Также подобное взаимодействие машин будет полезно при условиях ограниченной видимости.

Одно из важных направлений развития такое сети автомобилей — ее взаимодействие с людьми. Как считает эксперт GlobalLogic Александр Назаров, со временем машины также научатся «общаться» с пешеходами и велосипедистами. «Во многих автобусах сейчас установлены датчики, по которым можно определить положение автобуса. Я думаю, что в ближайшем будущем появятся мобильные приложения, которые позволят пешеходу увидеть, насколько близко находится автобус или автомобиль от конкретного места и предсказать путь движения», — добавляет специалист GlobalLogic.

В рамках одного из своих проектов компания GlobalLogic занимается разработкой программного обеспечения для инфраструктуры в городе Денвер, США. Эту инфраструктуру в будущем будут использовать для создания сети автомобилей, в рамках которой они смогут взаимодействовать между собой и окружающими объектами.

«Подобные разработки могут существенно улучшить транспортную систему. Например, с их помощью можно эффективнее оповещать водителей о различных ситуациях на дорогах. К тому же такие решения помогут уменьшить количество пробок в городах», — говорит Александр Назаров.
Самоуправляемые автомобили
Автомобиль будущего будет ездить самостоятельно. Существует всего пять уровней автономности транспорта, но сейчас активно используются только решения первого и второго. Это — круиз-контроль, помощь при парковке и так далее. Но это не полная автономия — при первых двух уровнях водитель обязан держать руки на руле и постоянно контролировать ситуацию.

В будущем автомобили достигнут пятого уровня автономности — это та ситуация, когда человеку никаким образом не нужно участвовать в управлении транспорта. Но есть несколько препятствий, которые пока что осложняют распространение самоуправляемого транспорта.
Прежде всего для самостоятельной езды автомобилям нужны крайне детализированные 3D-карты. Если карты, которые используются GPS, имеют степень погрешности в несколько метров, то решения для автономного транспорта должны иметь погрешность не более чем в 10 сантиметров. Таких карт сейчас очень мало, и их создание — сложнейшая задача для автопроизводителей.

Также одной из проблем сейчас является несовершенство законов. По словам Дениса Балацко, власти стран еще не выяснили, кто будет нести ответственность, если самоуправляемый автомобиль попадет в аварию — компания-производитель или водитель. «Это такая легальная „серая" зона, которая еще не решена нигде в мире», — отмечает специалист GlobalLogic.

Несмотря на вызовы для автопроизводителей в этой сфере, многие из них уже активно фантазируют на тему того, как будет выглядеть самоуправляемый транспорт. В этом году многие компании представили концепты автомобилей, в которых акцентировали внимание не на характеристиках машин, а на опыте пассажира в салоне. И некоторые компании даже не оснастили концепты рулем, еще раз подчеркнув, что человек во время поездки будет заниматься большим спектром дел, но не вести автомобиль.

Подобный концепт представила, к примеру, Audi. Автомобиль Aicon — это четырехместный беспилотный электрокар. Его главная особенность — отсутствие руля и педалей. По всему салону автомобиля расположен сенсорный экран, которым можно управлять голосом.
Салон Audi Aicon
Над технологиями в этой сфере работают и в GlobalLogic. Александр Назаров отмечает, что компания участвует в разработке алгоритмов, создании инфраструктуры для автономных автомобилей. Также в GlobalLogic есть команда, которая занимается исследованиями в этой сфере, результаты которых можно применить для создания решений 3-4, а иногда и 5 уровня автономности.
Что нужно знать разработчику
Транспорт — перспективная сфера для разработчика. Все больше автопроизводителей уделяют внимание программной составляющей автомобиля, поэтому им требуются специалисты, способные создать подобное ПО.

По словам Александра Назарова, среди базовых навыков, которыми должен владеть разработчик этой сферы, — это умение работать с Linux, как с операционной системой, так и с инфраструктурой. «Сейчас большинство решений на рынке базируется на Linux, так как эта операционная система наиболее распространена во встраиваемых разработках. Если говорить о языках программирования, то это C и C++», — говорит специалист GlobalLogic.

Также современные разработки в транспортной системе тесно связаны с компьютерным зрением, машинным обучением и математикой. «Сейчас все больше фокус делается на исследования, создание алгоритмов. Поэтому очень важны знания математики, алгоритмов и исследовательских подходов», — уверен Денис Балацко.
© 1999—2017 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda