Уроки лидерства от руководителей украинских ИТ-компаний
Мы часто пишем о лидерстве и приводим советы таких «рок-звезд» в сфере IT, как Стив Джобс, Марк Цукерберг и Билл Гейтс. Однако США, откуда родом большинство IT-знаменитостей, и Украина – две большие разницы с точки зрения развития бизнеса. Поэтому AIN.UA решил спросить руководителей крупнейших технологических компаний Украины о том, как им удается плодотворно работать в такой неоднозначной бизнес-среде, расти и строить благоприятную корпоративную культуру.
Своими секретами лидерства с нами поделились Александр Колб (Promodo), Николай Палиенко (Prom.ua) и Дмитрий Шимкив («Майкрософт Украина»).
Александр Колб, директор Promodo
Я всегда советую начинающим предпринимателям забыть об усталости, набраться терпения и работать по 16 часов в сутки. Состояние «пожарного» не будет покидать вас никогда, и если вы согласны выйти на этот путь, то важно не сдаваться. Помните, что любое поражение или неудача — это ресурсная часть, нужная вам для опыта. Сделайте работу над ошибками, и уже завтра вы будете лучше!
Мои принципы лидерства самые простые: работать, работать и еще раз работать. Результат – это то, как много сил вы вложили в его достижение. Главное — не забывать, зачем существует компания. Вы должны давать клиенту ценность в продукте, за который он готов платить. И только потом — деньги и финансовые показатели. Важен долгосрочный результат, это дает силу и надежду компании на развитие.
Команда – это отражение вашей культуры. Профессионализм сотрудников зависит от времени, затраченного вами на их поддержку и обучение. Без команды, разделяющей ценности компании, можно даже не начинать двигаться. В постоянно изменяющейся среде, с быстрым ростом конкуренции быть одиноким волком — это смерть.
Успех невозможен без ценностей, привычных цивилизованному обществу: доверие к близким и коллегам, социальная ответственность за тех, кто нас окружает. Без этого бизнес черствеет. Важно привлекать сотрудников к построению процессов в компании, участию в ее развитии. Нет лучше мотивации, чем осознание своего причастия к успеху. Но также важно дать человеку четко понять, какие выгоды он получит в системе его собственных ценностей, когда добежит до конца тоннеля.
Успех сотрудника лучше всего поощрять системой прозрачного стимулирования и обязательно — во всю огласку. А неудачи рассматривать как шанс стать лучше, быстрее, опытнее. Человек имеет право на ошибки, хотя я не люблю этого слова — мне ближе слово «ресурсы».
Я бы хотел, чтобы сотрудники видели во мне партнера и вдохновителя на развитие и рост.
Николай Палиенко, генеральный директор Prom.ua
Мне очень близок подход, сформулированный Джимом Коллинсом в книге «От хорошего к великому», который называется «концепция ежа». Согласно этому подходу нужно сфокусироваться на ключевых вещах вашего бизнеса. Ведь зачастую важно понимать не то, что нужно делать, а то, чего НЕ нужно делать. Часто возникает соблазн заняться еще чем-то смежным, но когда вы строите платформу для электронной коммерции и у вас сотни тысяч компаний-клиентов — концентрация на истинных целях бизнеса чрезвычайно важна.
У компании должна быть наглая и амбициозная цель. Нечто такое, чего вы и все ваши сотрудники хотите добиться, что вдохновляет вас утром идти на работу. И вы должны последовательно идти к этой цели. В Prom.ua эта цель — стать платформой для электронной коммерции №1 в Украине, России, Беларуси и Казахстане.
Важно находить людей, которые умнее вас, и давать им возможность реализовать себя в компании. Строить атмосферу, в которой сотрудники захотят развиваться. С помощью мотивации и того, как вы принимаете кадровые решения, дайте им понять, что между их развитием и карьерой есть прямая связь. В Prom.ua мы исповедуем меритократию — у нас нет выслуги лет или заслуг перед компанией, вознаграждается тот, кто добивается результатов.
Прозрачная коммуникация, открытые отношения в коллективе и с партнерами – это единственно правильная стратегия в развивающемся бизнесе. Сотрудники ценят руководителя, который не сидит в своем кабинете, а доступен для всех. Важно получать обратную связь, как положительную, так и негативную — это именно то, что развивает сотрудника. Если человек не умеет воспринимать критику, он тормозит в профессиональном развитии. И не стоит забывать, что хвалить нужно публично, а критиковать один на один.
Информация должна распространяться внутри компании не только сверху вниз, но и снизу вверх. Я люблю, когда со мной аргументированно спорят, и признаю, если действительно неправ – это помогает мне избежать дорогостоящих ошибок.
Руководитель должен быть «визионером», видеть на несколько лет вперед, доносить свое видение и веру до сотрудников и воплощать это в стратегии развития компании. И я хочу, чтобы мои сотрудники верили в те же вещи, что и я, и доверяли моему видению.
Дмитрий Шимкив, генеральный директор «Майкрософт Украина»
В своей практике я руководствуюсь тремя подходами. Первый базируется на англо-американской культуре. Это четкая постановка целей, ориентация на результат, формирование миссии и видения компании, ее ценностей и стратегии. Второй подход можно назвать европейским. Он подразумевает наличие четко прописанных процессов и процедур. Я считаю, что это помогает компании быть понятной и управляемой. И, наконец, скандинавский стиль. Это «плоская» организация, когда в компании отсутствует «иерархия лампасов», сотрудники сами берут на себя ответственность, сохраняются человеческие отношения. Главное — верить в свою цель, в своих людей и достигать результатов.
Вдохновлять сотрудников я предпочитаю собственным примером. Всегда надо стараться заглянуть за горизонт и думать дальше и шире, прививая эту привычку членам своей команды.
В мотивации команды я вижу два компонента. Первый — это личностная и социальная составляющая. Человеку должно быть интересно быть членом команды, заниматься своим делом, достигать результатов. И вторая — материальная. Очень важно иметь систему финансовой мотивации, стимулирующую достигать больше поставленной задачи.
В то же время, каждый человек имеет право на ошибки. Я много раз ошибался сам и не раз сталкивался с ошибками сотрудников. Считаю, что самое важное — чтобы человек понял и осознал ошибку, предложил способ ее исправить и избежать в будущем. Главное, чтобы он сделал выводы и научился.
Построение отношений в каждой компании разнится. В маленьком бизнесе это скорее семейная, командная атмосфера. В больших компаниях — это влияние корпоративности и политики. Самое сложное — в крупной организации найти баланс между двумя этими составляющими. Это то, что я стараюсь делать в «Майкрософт Украина».
Я хочу, чтобы мои сотрудники видели во мне, прежде всего, Человека и Предпринимателя, которого оценивают по результатам. Для меня также важно быть частью команды. Главное — быть, а не казаться.
Комментарии | 42
а че у прома уже сотни тысяч компаний клиентов ?
Практически да. По сути, в «Аллегро Украина» Пром наиболее успешный бизнес. И МоднаКаста, конечно же. Точнее единственно прибыльные. 🙂
скока конкретно компаний ?
Спросите у Николая. 🙂
только уверенно заворачивается он …
если раньше в выдаче было много прома.. сейчас уже все.. или ошибка сеошников или не справились с изменяющимися алгоритмами…
внутри трафика при всем при том тож не очень много… показы по компаниям разных тематик довольно слабенькие.. если что-то инновационного не введут не долго им еще…
Ну, это логично. Если компания не меняется, долго не протянет. Тем более, что у Прома есть сильные конкуренты — но это дополнительный стимул к развитию.
Всё познаётся в сравнении. 🙂 По сравнению с «Аукро» и «Вцене» в рамках «Аллегро» Пром сверхуспешная компания. Да и весь киевский «Аллегро» в целом намного успешнее днепропетровского — прибыльный, а не убыточный.
Андрей, добрый день!
откуда такие данные касательно Киевской и Днепропетровской части allegroGroup?
Доброго дня, Алексей. Работаю в компании, потому посмотреть данные на внутренних ресурсах не составляет какой-либо проблемы. Посмотреть и сделать выводы.
Ахренеть инсайдер)) Завтра будешь новую работу искать))
) крутой чел. наверное директор аукры или даже аллегро))
Дмитрий, вы могли бы уточнить по каким тематикам и какие показы? В каталоге Prom.u посетители выбирают товары или услуги и логичней отслеживать заказы, сообщения и звонки от клиентов из каталога. Было бы также интересно увидеть ваши товары или ваш сайт на Prom.ua, чтобы помочь разобраться.
Трафик, особенно в области СЧ, НЧ и LongTail-запросов, можно прокачать досками объявлений. Собственно мы в onboard.net.ua наблюдаем такое явление.
Расскажите о ria.ua. Как у них дела?
П.С. Когда*то звонил в саппорт РИА в часа два ночи. Так наутро проблема была решена!
по данным на конец марта 2013 г. у Prom.ua 250 тысяч компаний-клиентов и 600 тысяч посетителей ежедневно
Да, успешная, яркая компания. Пром и МоднаКаста — единственные успешные проекты AllegroGroup в Украине. Ещё Сландо хорош, но объёмы поменьше. По сути, один только Пром приносит в полтора раза больше дохода в месяц, чем все днепропетровские бизнесы Аллегро.
Ну, с учётом того, что свои белорусские и казахстанские аукционы Аллегро уже позакрывало, попросту нежизнеспособна модель аукциона на рынке СНГ.
Пром, Модканаста, Сландо, а еще вспомнить про долю в РИА.
Не густо, да:))
Не густо, Артур. 🙂 Всё верно. Сложилась очень необычная ситуация. Прям географическое деление.
Днепропетровские бизнесы убыточны:
1) Вцене показывал неплохие результаты, но после многочисленных перемен внутри и смены руководста, показатели резко ушли вниз. Интернет-магазины недовольны, льётся очень плохой трафик с низкой итоговой конверсией. По сути, руководство Вцене старается ныне показать внутренние высокие результаты специально для поляков, но при этом забивает на интерес и пользу для самих клиентов. Пагубная стратегия в долгосрочном плане.
2) Аукро не разу не было прибыльным за 5 лет. В итоге в этом году маркетинговый бюджет минимальный за все периоды — не выполнены требования по KPI европейской управляющей компании. Будущее туманно. И с учётом сокращений, и с учётом Казахстана с Белоруссией.
А вот киевские бизнесы и прибыльны, и успешны и показывают ныне хорошую динамику.
Такая вот необычная картина.
Prom.UA — делают основатели, в них вложили деньги. МоднаКаста — аналогично
ВЦене — создан внутри компании, если не ошибаюсь. Причем после того, как пытались купить на рынке другие сервисы сравнения цен.
🙂
Да, возможно поэтому. Люди кровно заинтересованы.
Тогда как Аукро чисто дотационная штука — и руководство в разговорах этого не скрывает, считают себя только «наёмными работниками». Отсюда и подход. Чёрная финансовая дыра для поляков, которые в этом году уже отреагировали сокращением бюджета — терпение-то небезгранично. По аудитории Аукро сопоставимо с Розеткой, но зарегестрированных пользователей в два раза меньше, а активных продавцовпокупателей ещё в два раза меньше. В общем, проект — вещь в себе. Внешне велик и могуч, но при детальном рассмотрении не такой радужный. И перспективы… неясны. Всё же пять лет без особого финансового успеха.
История с попыткой покупки Прайсов забавна и поучительна, да. 🙂 Думали, что получится фокус, как со Сландо и Емаркетом.
2) Аукро не разу не было прибыльным за 5 лет. — а не жаль своих братьев по холдингу так тролить и сливать инфу?)))
Как троллить? 🙂 Так я же наоборот рад за братьев по холдингу — Пром и МоднаКасту — отлично работают, активно развиваются, хоть в пример ставь. Там опытные руководители, отличные маркетологи — вот и весь секрет успеха.
Слива инфы нет. Информация открыта практически для всех — надо только знать, где смотреть.
Так остальные проекты тогда подпадают по определения сестры?))) Холдинг ето не только ети два проекта, но и другие 🙂 Кто то Вам видно очень насолил с етих проектов) Опытные руководители, отличные маркетологи — вот и весь секрет успеха — просто интересно у Вас есть опыт ведения прибыльного бизнеса?)
http://ain.ua/2013/03/07/115545
Цитирую
Инвестиции уже окупились?
На сегодняшний момент плановая операционная прибыль modnaKasta отрицательная. Почему? Потому что в 2012 году компания выросла в 15 раз и, соответственно, были вложены большие деньги в кадры и маркетинг. Невозможно сохранять рост и прибыльность на одном уровне. Дивидендов ангел еще не получал. В то же время стоимость компании растет.
Всё верно. Но бизнес всё равно прибыльный. Просто сейчас его активно развивают — потому, грубо говоря, прибыль вкладывают в рывок на дистанции. И это правильно. Если сравнивать чисто цифры, то прибыль МоднаКасты превышает прибыль Аукро раза в два за сравнимые периоды. И при этом динамика Аукро крайне слабая — рост аудитории вообще не даёт рост количества активных покупателей. А вот рост Моднакасты намного более впечатляющий. Они практически каждый месяц преодолевают новый рубеж. Очень перспективный бизнес, и хорошие управленцы у руля.
Если расход на бизнес например 100 долларов, а приход 50 долларов — прибыль есть но где профит?
И по другим факторам по моему субьективному мнению моднойкасте до Аукро как пешком до Марса 🙂
В первом предложении вы описали вообще-то Аукро. 🙂
Это разные модели бизнеса — «аукцион» и «шоппинг клаб». Некорректно сравнивать, если честно. Но доход у МоднаКаста выше в 1.5-2 раза. Что делает МК привлекательной для инвесторов и даёт большие ресурсы для развития.
Да нет — таки МК. 🙂 Прочтите статью директора МК)
Если сравнивать некорректно для чего ж Вы начали их сравнивать то?)))
И про — Но доход у МоднаКаста выше в 1.5-2 раза. — я правильно понял в МК доход в 2 раза больше дохода Аукро?)
Директору МК виднее. Или он скромничает. 🙂 По сухим финансовым показателям и динамике роста МК выглядит выигрышнее Аукро. По сути, МК преодолела такой путь за 1 год, который Аукро дался года за три -четыре.
Так вроде бы я ж ясно написал. МоднаКаста финансово успешнее.
Сравнение шло в рамках холдинга. Ведь всегда в холдинге есть менее успешные и более успешные бизнесы. Есть дотационные, как Аукро, есть неудачные и неправильно управляемые, как Вцене, есть успешные как Пром и МоднаКаста.
Вы наверное с совета директоров Алегрогруп, что приводите такие факты 🙂 Прям от такие от дела
)))
по 2 посетителя на сайт что ли ???
Алексей, 600 тыс. посетителей только каталога Prom.ua без учета сайтов компаний, созданных на его платформе.
Оксана очень интересно вы считаете))) Согласно счетчика liveinternet пром посещают немного меньше 600 000 пользователей в сутки, но есть одно «но» — этот счетчик установлен не только в каталоге, а и на всех сайтах компаний, которые зарегистрированы на проме))) Зачем же вводить людей в заблуждение???)))
С чего бы это? 🙂 Сомневаюсь. Сегодня я на работе.
То, что Аукро за все пять лет ни разу не преодолело точку безубыточности известно многим на рынке. Никакого инсайда тут нет. То, что закрыты аукционы в Белоруссии и Казахстане тоже не новость. То, что в прошлом году в Аукро и Вцене шли массовые сокращения тоже не тайна — с 300 с лишком человек до практически 200. Кто умеет анализировать информацию, тот сразу же сможет многое понять.
кто мешает аукционы переделать в амазоны ? сайты раскрученны, доставка есть, оплата есть. Создайте дочку и начните продажи.
Оплата привинчена криво. Движок устаревший и тормозной. Сервисы доставки оставляют желать лучшего. Проникновение банковских карт невысокое. В общем, причин много, которые мешают триумфальному развитию аукционов. Ну, и пользователи любят кидать друг друга — своего рода национальный спорт. История с пользователем kostya_kostya1 показывает, насколько Аукро может защищать покупателей.
вы не туда смотрите, заключите соглашение с продавцами, выставляйте товары на продажу от имени компании-дочки — типа как амазон или как известный российский сайт викимарт. Делайте продажу и доставку.
Был уже подобный внутренний проект. Зарезали поляки. И руководителя проекта утром обрадовали новостью, что в Аллегро он больше не работает — сюрприз такой утренний сделали. 🙂 Хорошо хоть дали месяц на то, чтобы новую работу найти.
Так что можно даже и не мечтать — Аукро никогда не изменится и всегда будет таким, какое есть.
понятно, не пошло )
а как поживает проект вцене ? у меня была мысли вложиться в похожий узкоспециализированный проект, но никто особо не распостраняется если в таких нишах прибыль.
по поводу работы 16 часов в сутки сразу вспомнил современную притчу про рыбака и бизнесмена 🙂
Раз уж так обсуждаем Алегро, то факт, что траффик Вцене «рухнул» по качеству где-то год назад и свалился до почти помойного уровня. Аукро очень медленно модернизируется… Ужасно медленно и меня как пользователя раздражает это.