Вчера вечером, представители МВД по борьбе с киберпреступностью пришли домой к основателю  Bitcoin Foundation Ukraine, а также агентства биткоинов KUNA, Михаилу Чобаняну. Поводом для обыска стало уголовное дело, открытое год назад.

Уголовное дело было открыто 30 ноября 2014 года по информации о покупке и продаже биткоинов на сайте kuna.com.ua. В мае этого года Чобанян ездил на допрос в прокуратуру, а также собирал вместе с адвокатами все необходимые документы, подтверждающие его правоту, в том числе – в НБУ.

Позднее, основатель KUNA, по его словам, “довозил” следствию все необходимые документы, а в сентябре на конференции в Киеве, посвященной вопросам криптовалют, выступали два директора департаментов НБУ, которые уверяли, что биткоины – это законно.

Вчера, 03.11.2015, силовики вторглись к Чобаняну домой с постановлением суда, в котором тот обвиняется в незаконной торговле биткоинами. Представители МВД отобрали все телефоны, тем самым пресекая возможность сделать фото или видео происходящего. Адвокатов, по словам Чобаняна, пытались не пускать.

KUNA-1
11026331_10153794220559374_8585721979885743376_n

В ходе обыска изъяли: “7 телефонов, планшет, сим-карты, роутер, все флешки и SD-карты, личные вещи родственников и, главное, брошюры о биткоинах”, – рассказал предприниматель.

Партнер юридической фирмы “Юскутум” Дмитрий Гадомский убежден, что фактических оснований проводить подобные действия у представителей правоохранительных органов не было.

“Суд снова доказал, что находится в коме. В тексте постановления майнинг приравнен к эмиссии. Криптовалюту суд назвал электронными деньгами. Это заблуждение, поскольку определение электронных денег вообще никак не касается криптовалют. В настоящее время криптовалюты действительно находятся в правовом вакууме и в Украине, и в мире. Изменят законодательство и приравняют к электронным деньгам – отлично, зарегистрируем финансовую компанию, или запартнеримся с банком. В Украине действует принцип, согласно которому разрешено все то, что прямо не запрещено. Потому пока что, любая деятельность с биткоинами является кристально честным видом бизнеса. Если милиции нужна была информация об операциях, ее нужно было просто в установленном порядке запросить.

Кроме того, в постановлении сказано, что в результате исследования сети интернет стало известно, что домены принадлежат Мише Чобаняну. Но во whois эта информация закрыта настройками приватности. Суд, помимо всех его недостатков, не владеет элементарными навыками факт-чекинга и слепо полагается на ходатайство, подготовленное следователем-грамотеем.

А еще в феврале этого года были изменения в УПК, и изымать носители информации так, как это указано в определении, запрещено. Мы вот принимаем биткоины, и еще делаем контракты в блокчейне. Очевидно, что наша деятельность имеет признаки незаконной торговли людьми”, – прокомментировал Гадомский.

Чобанян считает, что произошедшее – это попытка отдельных представителей МВД выслужиться перед сокращением. “Пиар. Старые люди хотят в новую полицию. Им нужно показать “активность”. Хотели бы закрыть, то потратили бы больше времени и подготовили бы более веские аргументы”, – объясняет Михаил.

Сейчас предприниматель готовит иск в суд, а также пытается предать ситуацию огласке. Его пост в Facebook с описанием ситуации успел набрать более 1000 репостов к моменту публикации материала.

Напомним, в конце прошлого года НБУ выступил с резким заявлением о том, что использовать биткоины в Украине – незаконно. Однако, позже смягчил свою позицию и начал публичное обсуждение вопросов легализации криптовалюты в Украине.