Ракетные двигатели РД-250 были разработаны российским предприятием АО «НПО Энергомаш» им. академика В.П. Глушко” в 1960-е годы для Межконтинентальной баллистической ракеты Р-36. На ее основе были разработаны два вида ракет-носителей “Циклон-2” и “Циклон-3”, которые использовались в мирных целях для вывода космических аппаратов на орбиту.

После обретения Украиной независимости, предприятия космической отрасли не занимались разработкой и производством боевых ракет. Однако, РД-250 выпускались в нашей стране заводом “Южмаш” до 2001 года по документации российского “Энергомаша”.

“Эти двигатели активно использовались в двух проектах – “Циклон-2” и “Циклон-3”, которые изготавливались на “Южмаше” в интересах РФ. Всего было изготовлено 111 ракет “Циклон-3” и 122 ракеты “Циклон-2”. Все пуски прошли успешно. – рассказывает Радченко. – Самостоятельно поставок таких двигателей за все время независимости с момента освоения этой техники украинскими предприятиями “Южмаш” и сопровождающим его КБ “Южное” не выполняли”. 

То же утверждает и Владимир Горбулин, который с 1992 по 1994 годы был первым гендиректором Национального космического агентства. “Могу официально заявить, что ни один двигатель РД-250 из Украины в чистом виде (сам двигатель – ред.) никуда не уходил”, – сказал он на пресс-конференции.

По словам Радченко, сегодня у украинских предприятий нет никакой возможности производить и поставлять эти двигатели.

Однако, в комментарии AIN.UA он сообщил, что в Украине РД-250 есть, поскольку на “Южмаше” хранятся три РН семейства “Циклон”. Их сохранность контролируется СБУ. 

В России же по экспертным оценкам, озвученным и.о. председателя ГКАУ, хранятся от 7 до 20 ракет-носителей “Циклон”. Таким образом, в распоряжении РФ есть от 28 до 80 двигателей РД-250 как составных частей ракет, а также документация и экспертиза для работы с ними. Если бы эти двигатели попали в КНДР, то им бы потребовалась технология производства ракетного топлива (азотный тетроксид / диметилгидразин). По словам Радченко, ей владеют Россия и Китай. 

Несмотря на отрицание возможностей поставок технологий и двигателей из Украины, и.о. председателя ГКАУ в одном согласен с отчетом Майкла Эллемана. “От начала освоения технологии до запуска прошло два года. За эти сроки реализовать такой проект не в силах никто. Даже космическая держава, такая как Украина. Они (КНДР – ред.) использовали готовые изделия”, – утверждает Радченко.

Напомним, ранее мы публиковали разбор статьи The New York Times, которая в первую очередь указывала на причастность Украины к поставке ракетных двигателей в Северную Корею.