РД-250: как действительно связана Украина и РФ с двигателями, которые могли попасть в Северную Корею
В нашумевшей статье The New York Times, но главным образом в исследовании Международного института стратегических исследований IISS, на который она ссылается, упоминаются советские двигатели РД-250. Именно они, по предположениям эксперта Майкла Эллемана, стали основной для прогресса ракетной программы КНДР. Украинские официальные лица уже успели опровергнуть возможность поставок как технологий, так и готовых двигателей в Северную Корею. Во вторник исполняющий обязанности председателя Государственного космического агентства Украины Юрий Радченко провел в Киеве пресс-конференцию, где рассказал о самих двигателях и их использовании Украиной и Россией.
Ракетные двигатели РД-250 были разработаны российским предприятием АО «НПО Энергомаш» им. академика В.П. Глушко» в 1960-е годы для Межконтинентальной баллистической ракеты Р-36. На ее основе были разработаны два вида ракет-носителей «Циклон-2» и «Циклон-3», которые использовались в мирных целях для вывода космических аппаратов на орбиту.
После обретения Украиной независимости, предприятия космической отрасли не занимались разработкой и производством боевых ракет. Однако, РД-250 выпускались в нашей стране заводом «Южмаш» до 2001 года по документации российского «Энергомаша».
«Эти двигатели активно использовались в двух проектах — «Циклон-2» и «Циклон-3», которые изготавливались на «Южмаше» в интересах РФ. Всего было изготовлено 111 ракет «Циклон-3» и 122 ракеты «Циклон-2». Все пуски прошли успешно. — рассказывает Радченко. — Самостоятельно поставок таких двигателей за все время независимости с момента освоения этой техники украинскими предприятиями «Южмаш» и сопровождающим его КБ «Южное» не выполняли».
То же утверждает и Владимир Горбулин, который с 1992 по 1994 годы был первым гендиректором Национального космического агентства. «Могу официально заявить, что ни один двигатель РД-250 из Украины в чистом виде (сам двигатель — ред.) никуда не уходил», — сказал он на пресс-конференции.
По словам Радченко, сегодня у украинских предприятий нет никакой возможности производить и поставлять эти двигатели.
Однако, в комментарии AIN.UA он сообщил, что в Украине РД-250 есть, поскольку на «Южмаше» хранятся три РН семейства «Циклон». Их сохранность контролируется СБУ.
В России же по экспертным оценкам, озвученным и.о. председателя ГКАУ, хранятся от 7 до 20 ракет-носителей «Циклон». Таким образом, в распоряжении РФ есть от 28 до 80 двигателей РД-250 как составных частей ракет, а также документация и экспертиза для работы с ними. Если бы эти двигатели попали в КНДР, то им бы потребовалась технология производства ракетного топлива (азотный тетроксид / диметилгидразин). По словам Радченко, ей владеют Россия и Китай.
Несмотря на отрицание возможностей поставок технологий и двигателей из Украины, и.о. председателя ГКАУ в одном согласен с отчетом Майкла Эллемана. «От начала освоения технологии до запуска прошло два года. За эти сроки реализовать такой проект не в силах никто. Даже космическая держава, такая как Украина. Они (КНДР — ред.) использовали готовые изделия», — утверждает Радченко.
Напомним, ранее мы публиковали разбор статьи The New York Times, которая в первую очередь указывала на причастность Украины к поставке ракетных двигателей в Северную Корею.
Комментарии | 3
Ой… НДМГ и АТ, как и двигатели их использующие, умеют делать еще в куче стран — Франции, Индии, Пакистане, Иране, Великобритании, Бразилии, Японии. Это не считая упомянутых уже РФ, Китая и США к ним в придачу.
Как тут написано — такие ЖРД это технология 60-70-х годов прошлого века.
«Даже космическая держава, такая как Украина.» — ай насмешили, все что есть, осталось со времен совдепа, нового, своего, ничего нет. Хоть бы постыдился такое говорить.
тут до независимости жили другие люди? Украина была, что тогда, что сейчас, только под оккупацией и диктатурой, а сейчас без.