РД-250: как действительно связана Украина и РФ с двигателями, которые могли попасть в Северную Корею

11996
3

В нашумевшей статье The New York Times, но главным образом в исследовании Международного института стратегических исследований IISS, на который она ссылается, упоминаются советские двигатели РД-250. Именно они, по предположениям эксперта Майкла Эллемана, стали основной для прогресса ракетной программы КНДР. Украинские официальные лица уже успели опровергнуть возможность поставок как технологий, так и готовых двигателей в Северную Корею. Во вторник исполняющий обязанности председателя Государственного космического агентства Украины Юрий Радченко провел в Киеве пресс-конференцию, где рассказал о самих двигателях и их использовании Украиной и Россией.

Ракетные двигатели РД-250 были разработаны российским предприятием АО «НПО Энергомаш» им. академика В.П. Глушко» в 1960-е годы для Межконтинентальной баллистической ракеты Р-36. На ее основе были разработаны два вида ракет-носителей «Циклон-2» и «Циклон-3», которые использовались в мирных целях для вывода космических аппаратов на орбиту.

После обретения Украиной независимости, предприятия космической отрасли не занимались разработкой и производством боевых ракет. Однако, РД-250 выпускались в нашей стране заводом «Южмаш» до 2001 года по документации российского «Энергомаша».

«Эти двигатели активно использовались в двух проектах — «Циклон-2» и «Циклон-3», которые изготавливались на «Южмаше» в интересах РФ. Всего было изготовлено 111 ракет «Циклон-3» и 122 ракеты «Циклон-2». Все пуски прошли успешно. — рассказывает Радченко. — Самостоятельно поставок таких двигателей за все время независимости с момента освоения этой техники украинскими предприятиями «Южмаш» и сопровождающим его КБ «Южное» не выполняли». 

То же утверждает и Владимир Горбулин, который с 1992 по 1994 годы был первым гендиректором Национального космического агентства. «Могу официально заявить, что ни один двигатель РД-250 из Украины в чистом виде (сам двигатель — ред.) никуда не уходил», — сказал он на пресс-конференции.

По словам Радченко, сегодня у украинских предприятий нет никакой возможности производить и поставлять эти двигатели.

Однако, в комментарии AIN.UA он сообщил, что в Украине РД-250 есть, поскольку на «Южмаше» хранятся три РН семейства «Циклон». Их сохранность контролируется СБУ. 

В России же по экспертным оценкам, озвученным и.о. председателя ГКАУ, хранятся от 7 до 20 ракет-носителей «Циклон». Таким образом, в распоряжении РФ есть от 28 до 80 двигателей РД-250 как составных частей ракет, а также документация и экспертиза для работы с ними. Если бы эти двигатели попали в КНДР, то им бы потребовалась технология производства ракетного топлива (азотный тетроксид / диметилгидразин). По словам Радченко, ей владеют Россия и Китай. 

Несмотря на отрицание возможностей поставок технологий и двигателей из Украины, и.о. председателя ГКАУ в одном согласен с отчетом Майкла Эллемана. «От начала освоения технологии до запуска прошло два года. За эти сроки реализовать такой проект не в силах никто. Даже космическая держава, такая как Украина. Они (КНДР — ред.) использовали готовые изделия», — утверждает Радченко.

Напомним, ранее мы публиковали разбор статьи The New York Times, которая в первую очередь указывала на причастность Украины к поставке ракетных двигателей в Северную Корею. 

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • Ой… НДМГ и АТ, как и двигатели их использующие, умеют делать еще в куче стран — Франции, Индии, Пакистане, Иране, Великобритании, Бразилии, Японии. Это не считая упомянутых уже РФ, Китая и США к ним в придачу.
    Как тут написано — такие ЖРД это технология 60-70-х годов прошлого века.

  • «Даже космическая держава, такая как Украина.» — ай насмешили, все что есть, осталось со времен совдепа, нового, своего, ничего нет. Хоть бы постыдился такое говорить.

Поиск