O Tesla Club Ukraine
Все началось с того, что в 2014 году мы привезли свою первую Tesla. В этот момент мы поняли, что электромобили — это будущее. Первые впечатления от езды переключают сознание: ты начинаешь совсем иначе думать, совсем иначе воспринимать автомобиль, воспринимать энергию.
Именно тогда мы решили развивать эту историю в Украине. Электромобили — это, во-первых, энергетическая независимость для самой страны, а во-вторых независимость для каждого гражданина. Владельцу автомобиля на бензине нужно заезжать на бензоколонки и заправлять машину раз в неделю или несколько дней. В случае с электрокаром электросеть доступна всегда и для всех.
Сейчас Tesla Club Ukraine — это некоммерческая организация. Мы помогаем людям купить электромобили, а также занимаемся установкой зарядных станций. Это не бизнес — мы берем деньги лишь за доставку, за страховку и за наше потраченное время. Соответственно Tesla Club Ukraine не нуждается в особом финансировании. У нас есть страница в Facebook на 25 000 подписчиков — основную деятельность мы ведем там.
Изначально мы активно рекламировали Tesla. Мы провели две презентации во Львове и Киеве. Также мы привлекали так называемых социальных звезд. Это еще один путь к успеху электромобилей. Владельцем нашей первой Tesla стал ресторатор Дима Борисов — подобная практика помогла нам охватить больше аудитории.
Поскольку Tesla была на слуху, это был правильный выбор — начать именно с нее. Но прошло достаточно много времени, пока люди стали воспринимать Tesla как автомобиль, а не как непонятную игрушку. Сейчас мы продвигаем не только машины Маска, мы за то, чтобы в принципе больше людей пересаживались на электромобили.
Аудитория Tesla в Украине — это, конечно, люди высокого достатка. Они уже много всего перепробовали, а теперь хотят открыть для себя что-то новое. В то же время такие люди понимают, что электромобиль — это просто лучший автомобиль. Да, у них есть и другие машины дорогого сегмента, но это в первую очередь прогрессивные люди. Самое интересное, что здесь нет каких-то возрастных рамок. Существует стереотип, что электромобили покупают только молодые люди. Это неправда. У нас есть владельцы, которым далеко за 70. Это совершенно нормально.
За время нашей деятельности мы помогли привезти около 100 Tesla. Также с нашей помощью украинцы смогли купить еще около 50 других электромобилей.
Украина — это очень перспективный рынок для Tesla. У нас автомобилей Tesla в несколько раз больше, чем в некоторых западноевропейских странах — например, в Польше. В первую очередь это связано с тем, что украинцы — это в принципе новаторы, они активно поддерживают это движение.
О зарядных станциях и приложении Go To-U
Когда мы начали привозить Tesla, то поняли, что у нас в стране далеко на ней не уедешь. Мы осознали, что основной вопрос, который нам предстоит решить в Украине, — это быстро развить инфраструктуру, то есть установить зарядные станции. Да, большинство владельцев электромобилей заряжают их ночью, но если нужно куда-то поехать, то они необходимы.
Установка зарядных станций — это наше приоритетной направление сейчас. В 2014 году в Украине не было ни одной публично доступной зарядной станции. И мы фактически придумали новую концепцию, как это можно сделать быстро и качественно. За три года мы помогли установить более 100 зарядок.
Мы устанавливаем станции вместе с компаниями-партнерами. Для бизнеса это возможность привлечь к себе нового клиента, а также поддержать это движение и показать свою экологичность и инновационность. В общем, это существенно влияет на лояльность к бренду.
Мы работаем над сервисом Go To-U, который объединяет сеть заправок в одном приложении. Идея создать такой сервис появилась тогда, когда мы окончательно определили главные проблемы владельцев электромобилей. Мы сами, например, очень много ездили по Европе и увидели, что даже в европейских странах сети зарядных устройств далеко не идеальны. И мы увидели, какие ошибки были допущены там и постарались их исправить в нашей системе.
Главная особенность Go To-U — это возможность резервации зарядных станций. То есть, вы можете забронировать конкретное время для зарядки — и место будет доступно только для вас, когда вы приедете.
Вместе с Go To-U мы попали в десятку лучших «зеленых» стартапов на конкурсе Climate Launchpad и прошли в акселерационную программу. Программа поделена на три этапа. Каждый из этих этапов рассчитан на то, чтобы улучшить нашу систему, бизнес-модель, чтобы лучше подготовиться к выходу на европейские рынки.
В будущем мы планируем масштабироваться. Уже сейчас наше приложение доступно в Польше, в Казахстане, Грузии и также Таиланде. У нас также есть планы по монетизации — в будущем мы намерены получать комиссию от наших партнеров.
О рынке электромобилей в Украине
Рынок электромобилей в Украине развивается очень быстро — и это не мои домыслы, а статистика. Сейчас есть серьезный отложенный спрос, так как многие ожидают, что будет принят законопроект об отмене НДС. И многие ждут, что электромобили подешевеют. Но эта история тянется уже более двух лет. Выгоднее было бы купить электрокар сейчас, а разница в цене компенсируется максимум за год использования — на сервисе и бензине.
Рынку очень нужны законодательные инициативы. Они могут удешевить электромобили, так как сейчас они дороже бензиновых аналогов. Если сравнивать идентичные марки — например, Kia Soul и Kia Soul EV — то это разница в 20%. Если снизится стоимость электрокаров, то с большой долей вероятности их будут больше покупать.
Другие инициативы — например, разрешение езды по автобусной полосе — тоже нормальная практика. Это фактически подражание тем инициатив, которые внедряли, например, в Норвегии. Конечно, все это должно работать с нормальным регулированием правил дорожного движения.
Запрет на продажу бензиновых авто в Украине — лишь вопрос времени. Это будет логичным шагом, и, возможно, это произойдет даже быстрее. Запрет с 2040 — как, например, планирует ряд стран (Великобритания, Франция, Нидерланды, Китай) — на первый взгляд может выглядеть как нечто негативное, но когда мы дойдем до этих лет, то ситуация изменится — это покажется нам абсолютно естественным переходом.