Как завести канал?

Сделать это можно из любого мобильного или десктопного клиента Telegram. Необходимо нажать на иконку для отправки нового сообщения и выбрать опцию New Channel. Канал может быть публичным или приватным. В первом случае ему нужно будет присвоить уникальный юзернейм. Это позволит легко находить канал, а также быстро его упоминать.

Как и при выборе любого другого юзернейма, постарайтесь придумать что-то лаконичное и запоминающееся. Не обязательно повторять основное название канала. Минимальная длинна юзернейма — 5 символов, максимальная — 32 символа. Постарайтесь обойтись без нижнего подчеркивания или цифр. Чем удобнее будет найти или написать название канала — тем лучше.

Помните о естественном ограничении — нельзя заводить больше 8 публичных чатов и каналов. Приватный канал лучше создавать, если вы рассчитываете на небольшую аудиторию — в него можно добавляться по специальной джойн-ссылке. Напоследок об анонимности. Если вы не укажете в описании канал собственные контакты, а также отключите подпись сообщений, о вашей личности никто не узнает. 

Как не нужно делать

Ряд администраторов использует обманчивую механику. Занимая нужный юзернейм пустыми каналами, они переводят основной в статус приватного и начинают его рекламировать. Уловка очень проста: пользователь, перешедший по пригласительной ссылке (она выглядит как так: t.me/joinchat/xxxx), автоматически подписывается на канал. Это увеличивает рекламные конверсии, однако не вполне честно перед аудиторией.

Как выбрать тематику?

Снова повторим банальность. Не создавайте канал «наобум», если не знаете о чем писать. Выберите знакомую и хорошо изученную нишу. Помните, что в любой тематике у вас будут сильные конкуренты, не стесняйтесь посмотреть на их приемы.

Теперь перейдем к конкретике — некоторые темы популярнее других. По состоянию на ноябрь 2017 года в исследовании каналов от SMM в Telegram лидировали такие направления: юмор, блоги, образование. Полный список можно изучить на графике:

Как рассказал автор исследования и главред канала Телеграм-маркетинг Антон Проценко в комментарии AIN.UA, к марту 2017 года ситуация изменилась. Сейчас первая десятка самых популярных тем выглядит так: 

  1. Блоги
  2. Юмор и развлечения
  3. Бизнес и стартапы
  4. Новости и СМИ
  5. Музыка
  6. Образование
  7. Криптовалюты
  8. Каналы «для взрослых»
  9. Здоровье и спорт
  10. Искусство и фото

Кроме того, он указывает, что опираться исключительно на популярность ниши среди других авторов — не единственная стратегия успеха:

В 2018 году в Telegram сложно найти «назаполненную» нишу — и я всегда верю в успех интересной идеи в любой ситуации, хотя успешный канал со смешными картинками, канал о том, как заработать миллион за день, и канал с советами по криптовложениям сделать будет чрезвычайно сложно. Но не стоит извлекать из данных поспешные выводы — то, что доля каналов тематики «Политика», например, всего 1.9%, означает только то, что полит. каналов в 4 раза меньше, чем каналов со смешными картинками. Это ничего не говорит о качестве аудитории, да и о ее количестве, если честно: все же три из трех самых просматриваемых каналов в Telegram напрямую связаны с политикой.

В конце-концов, все упирается в ваше умение интересно и грамотно рассказывать. Можно сколько угодно говорить про то, что нужно заводить специализированные или «умные» каналы, но факт останется фактом — самым нашумевшим кейсом из Telegram все еще является канал «Бывшая», попавший во все СМИ и дважды проданный (за $20 000 и $95 000).

Как оформить канал?

Если вы создали канал, необходимо привести его в порядок. Пунктов немного: потребуется добавить аватарку, заполнить описание (до 200 символов). Telegram автоматически обрезает все аватарки до круглого формата, их размер невелик — лучше избегать мелких надписей или геометрических фигур, которые не вписываются в круг. Постарайтесь поместить в центр запоминающуюся символ или логотип на однотонном фоне. В Telegram нет разделения между личной перепиской и каналами, поэтому рациональнее обойтись без человеческих фотографий, чтобы окончательно не запутывать пользователя. 

Логотип и описание канала Digital masons. Будьте как они

В описании канала стоит рассказать о его тематике и оставить ник основателя для обратной связи (если вы не планируете сохранять анонимность). Крупные каналы также закрепляют там условия рекламных размещений: контакты менеджеров или прайс-лист со стоимостью постов. Еще для справочной информации можно использовать один из постов внутри канала, который можно закрепить.

Так создается закрепленный пост

Как оформлять посты? Сколько раз в день постить?

Как обычно, единых правил не существует — популярные каналы могут выпускать как один пост в неделю, так и 5-7 в день. Руководствуйтесь здравой логикой, не публикуйте поздней ночью. Кроме того, по возможности используйте «тихий» режим публикаций — для этого нужно нажать на колокольчик при наборе текста. Так вы не потревожите пользователей, которые не отключили уведомления от канала. Но таких обычно меньшинство.

Главная рекомендация по форматированию публикаций — не переусердствуйте. Не нужно обильно пользоваться строчным написанием (т.е. капслоком), точно так же аккуратно стоит обходиться с выделением и курсивом. Каждое предложение не должно становиться отдельным абзацем, но и постить огромный текст сплошным «полотном» тоже нежелательно. Ориентируйтесь на физические размеры экрана при написании. Если пост сохраняет информативность и помещается на один экран смартфона — это наилучший расклад.

Помните, что для использования базового форматирования не нужны специальные боты. На десктопных клиентах выделить текст можно при помощи двух звездочек с обеих сторон (**текст**), а курсив активируется двумя нижними подчеркиваниями ( __текст__). На мобильных клиентах все еще проще — достаточно выбрать нужную часть и появятся настройки форматирования. Учитывайте, что при редактировании поста (эта возможность сохраняется в течении 48 после публикации) все форматирование пропадает.

Telegram не позволяет привязывать ссылки к определенным словам, их можно лишь вставлять в оригинальном виде. Для предпросмотра в конце сообщения будет использоваться первая по счету ссылка.

При публикации картинок тоже нужно соблюдать определенные условия. Подпись к ним не может превышать 200 символов. Несколько изображений стоит объединить в альбом. К нему тоже можно добавить подпись, но она опубликуется отдельно, сверху над галереей.

Если обойти ограничение все таки хочется, попробуйте Controller — это бот от сторонних разработчиков. Его потребуется добавить в администраторы канала. Он позволит «вшивать» ссылки, добавлять картинки к длинным текстам и даже планировать публикации наперед. К слову, для отложенного постинга подойдут и сторонние сервисы: KUKU.IO, SMMplanner и другие.

Часто в попытке повторить знакомые механики с лайками и реакциями, администраторы публикуют посты со специальными кнопками — набором эмодзи. Создать их можно через LikeBot или тот же Controller. Но искусственные лайки в Telegram бессмысленны. В соцсетях с алгоритмическими лентами они позволяют лучше угадывать предпочтения пользователя. В мессенджере просто захламляют ценное пространство на экране. Чтобы провести голосование среди читателей можно использовать официальный бот Vote.

Пример плохого и хорошего использования эмодзи

В канал можно постить только картинки и текст?

Нет, Telegram также позволяет делиться файлами, аудио- и видеосообщениями. Чтобы отправить файл, достаточно нажать на значок скрепки и прикрепить любой нужный документ. Единственное предупреждение — его размер не должен превышать 1,5ГБ.

Для записи аудио и видео нужно использовать небольшую иконку в нижнем правом углу. Изначально она показывает пиктограму камеры, если на нее тапнуть — появится изображение микрофона. Зажмите — и запись начнется. Аудиосообщения записываются продолжительностью до часа. При записи можно потянуть вверх и тогда она будет продолжаться самостоятельно. Нажав на значок «Стоп» можно будет прослушать записанное перед отправкой. Видео записываются в круглом формате и на фронтальную камеру (для смены оптики есть специальный значок). Их длительность ограничена одной минутой.

Пример записи аудио

Преимущество круглых видео — они запускаются автоматически и следуют за пользователем в интерфейсе мессенджера, по аналогии с функцией picture-in-picture. Также существует специальный бот, который может сделать из любого ролика — круглый. Когда он закончит, достаточно переслать результат в канал.

В будущем я хочу продать канал. Так можно?

Можно, но стоит подумать об этом заранее. Если вы планируете сделать из канала проект на продажу, обзаведитесь еще одной симкой, зарегистрируйте на нее отдельный аккаунт. С него и создавайте канал, предварительно выставив максимальный лимит на автоматическое удаление профиля. Дело в том, что Telegram деактивирует неактивные аккаунты по прошествии определенного термина. Лучше избежать таких неприятностей.

Чтобы не метаться между двумя номерами, просто нажмите на аватарку канала, выберите поле «Admins» и добавьте основной аккаунт в статусе администратора с максимальными правами. После этого можете положить симку, с которой завели канал, в надежное место. Когда придет время продажи, удастся избежать лишних проблем и передать покупателю SIM-карту.

Процесс добавления администратора

Если канал вы заводили на личный аккаунт, то ситуация сложнее — во время продажи с профилем придется попрощаться. В Telegram есть функция переноса аккаунта на другой номер. Для доступа к ней откройте вкладку «Настройки» и нажмите на профиль. Опция разработана с оглядкой на удобство пользователей, а не торговлю каналами. При переводе аккаунта на другой номер покупатель канала получит доступ ко всей вашей переписке. Ваши контакты тоже не будут осведомлены о подвохе. Лучше всех заблокировать и оповестить о продаже заранее, а также стереть переписку.

Чаще всего администраторы каналов не афишируют продажу, потому что осуществляют ее «всерую», без надлежащего юридического сопровождения. Редакция AIN.UA узнала у CEO юридической компании Axon Partners Дмитрия Гадомского, можно ли провести такую сделку официально:

Продажа Telegram-канала отдаленно напоминает продажу домена. Продают то, к чему имеют доступ, но чем не владеют в полном объеме — тому, кому не доверяеют. Но при продаже домена есть посредник — регистратор. И домен — понятный объект, а вот канал можно назвать отдельным объектом с натяжкой.

О возможности продажи в правилах пользования Telegram ничего не сказано. Потому нет смысла заключать договор купли-продажи канала в его обычном понимании. Даже идеально выписанные в договоре риски и сложный порядок оплаты натыкаются на проблему — владелец канала почти всегда не идентифицирован. Следовательно, судебных перспектив у такого договора нет. И юрист в этом процессе не нужен. Вместо юриста нужен посредник, которому доверяют обе стороны. Такой посредник принимает деньги от покупателя и обеспечивает замену номера в админке канала.

Это работает между физическими лицами или в случае небольших сумм. Представим, что меня бы попросили сопровождать такую операцию между публичными компаниями. Скажем, СМИ №1 захотело продать свой канал СМИ №2. Договор я бы все же составил и не рекомендовал бы проводить это без юриста.

Ведь если Telegram-канал приводит клиентов и там можно разместить информацию, он является имуществом в понимании практики Европейского суда по правам человека. Договор будет трехсторонним (третий — эскроу-агент), и в нем нужно описать процедуру замены SIM-карты, риск очень быстрой потери подписчиков, гарантии в случае потери контроля над каналом ввиду злонамеренных действий продавца, и пр. Кроме этого я бы еще предусмотрел условия о персональных данныx. Все же, на канал подписаны живые люди и продавцу могут быть известны их номера телефонов, а иногда и имена. Продажа канала без согласия подписчиков нарушает их права.

Хочу сразу купить канал? Сколько это будет стоить?

Объективных рыночных метрик практически нет, многое будет зависеть от требований самого продавца.

Известно, что некоторые администраторы подсчитывают стоимость канала, умножая количество подписчиков. Чаще всего оценка варьируется в диапазоне от $0,15 до $0,4 — в зависимости от качества аудитории и специфики.

Определить заинтересованность публики можно по нескольким косвенным признакам: вовлечённости (количестве просмотров каждого поста), статистике подписок/отписок, кликам на ссылки. Последний способ, при использовании сокращённых URL-адресов, помогает определить и географическую принадлежность аудитории. Нативные инструменты Telegram не позволяют посмотреть весь список подписчиков — создатель и администраторы канала видят лишь случайный список из 200 участников и могут воспользоваться поиском.

Ещё один популярный способ оценить ценность канала — расчёт по заработку на рекламе за год. В основу берётся такая формула: цена одного поста × 4-5 рекламных постов в месяц × 12 месяцев. Стоит учитывать, что доходы от рекламы — непостоянный источник прибыли, а поддерживать его нужно контентом. Поэтому гарантировать возврат инвестиций очень сложно.

Как получить первых подписчиков?

Начнем с банальностей — позовите ваших друзей из соцсетей. Опубликуйте анонс в Facebook, напишите в Twitter, закрепите ссылку в профиле Instagram.

Важно: Telegram позволяет «насильно» добавить в канал людей из контакт-листа (до 200 человек), но лучше откажитесь от такой практики. Во-первых, рискуете получить бан за подозрительную активность. Во-вторых, это просто нечестно — люди должны подписываться по собственному интересу. Нерелеватная аудитория просто прекратит читать канал или отпишется. По той же причине можно сразу забыть о накрутках: тысячи аккаунтов, которые не смотрят посты, лишь вызовут подозрения.

Если вы не звезда соцсетей и канал не получил виральную популярность, придется обращаться к администраторам каналов со схожей тематикой. Вариантов снова два: покупка рекламы и взаимовыгодное сотрудничество. С рекламой все просто, а вот вторую опцию незаслуженно часто сбрасывают со счетов. Многие готовы упомянуть ваш канал, например, взамен на качественный текст или другие опции сотрудничества. Тем не менее, часто молодые каналы оказываются в неудачном стечении обстоятельств — от партнерства отказываются из-за невысокого количества подписчиков, а отсутствие аудитории спровоцировано тем, что никто не знает о канале.

У кого покупать рекламу и сколько на это тратить?

Рекламу можно покупать как внутри Telegram, так и на других площадках (Facebook, Instagram Stories). Первый способ обычно эффективнее, но и пренебрегать другими механиками не стоит.

К примеру, благодаря розыгрышу книг в Facebook канал «Digital masons» получил более 1500 подписчиков. Оценить эффективность привлечения аудитории из Instagram можно по кейсу Максима Зайченко с рекрутинговым каналом «Зайченко Team» — он подробно описал, сколько потратил на продвижение в аккаунтах блогеров.

Если ориентируетесь на большие каналы, обратите внимание на сервис Tgstat.ru — в нем можно отфильтровать каналы нужной тематики, страны и даже посмотреть цены на рекламу (однако цены указаны в рублях). Но окончательную стоимость размещения формируют администраторы: они могут делать скидки или просить больше денег. В Telegram существует негласное разделение на авторские и не-авторские каналы. Первые, обычно, ведутся отдельным человеком и не позиционируются как коммерческая инициатива. Вторые представляют собой общую группу: туда входят и аккаунты СМИ, и просто информационные проекты. Реклама в авторских каналах обычно дороже, но и аудитория — лояльнее.

Пример поста с описанием рекламных условий

Обязательно сверяйте описание канала — часто там указаны данные о платных размещениях или контакты менеджеров по рекламе. О том, как относятся и за сколько продают рекламу ведущие украинские администраторы, редакция AIN.UA писала в декабре 2017 года.

Тем не менее, составить точный прайс-лист по каналам в Telegram не получится: необходимо учесть слишком много переменных. Какая у вас тематика, какую аудиторию вы хотите заполучить (возраст + география), какой бюджет готовы потратить? Представление о ситуации может дать исследование канала SMM в Telegram, выпущенное в декабре 2017 года. Данные в нем взяты из того же Tgstat.ru, но визуализированы: дороже всего обойдется размещение в крипто-каналах, дешевле всего продают рекламу каталоги и каналы «для взрослых».

Что такое Telegraph и как им пользоваться?

Telegraph — отдельный веб-сервис для публикации текстов. Он создан командой Telegram и оптимизирован для совместимости с мессенджером — в мобильной версии ссылки на Telegraph открываются в формате Instant Views. Это аналог Instant Articles в Facebook или AMP в поиске Google — содержимое страницы загружается заранее и открывается почти мгновенно. На десктопных клиентах и для остальных пользователей сети ссылки будут вести на сайт Telegraph.

Пост в Telegraph на сайте

Публикации в Telegraph можно делать анонимными, а можно привязать существующий канал или аккаунт в мессенджере. Опубликовать текст можно только через сайт. Поле «автор» можно или не заполнять вообще, или написать туда произвольное имя/псевдоним. Если выделить его, появится опция для форматирования — вставка ссылки. Закрепите туда URL-адрес аккаунта или канала (они выглядят как t.me/username) и у читателей появится возможность быстро перейти к источнику. Логичнее всего ставить ссылку на канал. Тогда при открытии текста в Instant Views отобразится и кнопка для быстрой подписки на него.

Пример публикации в Telegraph

Права редактирования каждой статьи закрепляются за тем браузером, с которого вы ее создали. То есть, опубликовав текст с компьютера, на телефоне его не исправишь. Но есть возможность редактировать посты вне зависимости от платформы. Для этого необходимо воспользоваться официальным ботом. В нем можно создать один или несколько аккаунтов, а также указать ссылки для отображения. Кроме того, бот позволяет узнать просмотры любой публикации в Telegraph, а не только созданной вами.

Еще три лайфхака при использовании Telegraph:

  1. Изначально сервис транслитерирует заголовки для формирования URL. Если хотите сделать «красивую ссылку», напишите ее на английском в заголовке, опубликуйте текст, снова отредактируйте и поставьте нужный заголовок.
  2. В Telegraph можно интегрировать посты из Telegram-каналов, достаточно вставить в текст их уникальную ссылку. Ее можно получить, нажав на стрелочку для шеринга в канале: под списком контактов будет возможность скопировать линк.
  3. В Telegraph есть красивые разделители. Трижды наберите * и нажмите Enter — между абзацами появится длинная горизонтальная линия.