Компания с офисами в Украине оказалась в центре скандала после расследования британской BBC. Информагентство обнаружило, что EduBirdie платила звездам YouTube за рекламу своего сайта, на котором можно купить рефераты и научные работы вместо того, чтобы делать их самостоятельно. Такая реклама появилась более чем на 250 YouTube-каналах. Министр по делам университетов Англии Сэм Джима заявил, что это мошенничество, и призвал администрацию YouTube принять меры.

“Это очевидно неправильно, поскольку позволяет и легитимизирует обман потенциально в промышленных масштабах”, — заявил Джима в комментарии BBC.

Расследование выявило более 1400 видеороликов, содержащих рекламу EduBirdie, которая поощряет студентов и школьников покупать рефераты и курсовые. Суммарно ролики собрали более 700 млн просмотров.

По данным BBC, каждая реклама на канале с десятками тысяч подписчиков обходится в сотни долларов. У миллионников – намного дороже. К слову, реклама EduBirdie появилась на каналах таких звезд YouTube, как Адам Салех (4 млн подписчиков), JMX (2,5 млн) и других, впрочем, после опубликования расследования BBC они убрали видео с упоминанием EduBirdie.

Скриншот: BBC

Услуги по написанию рефератов не являются незаконными, но если студента все-таки поймают на обмане – наказание может быть очень строгим. Многие представители образовательной среды и сами студенты, опрошенные BBC в рамках расследования, считают продажу готовых работ мошенничеством.

Что такое EduBirdie и при чем здесь Украина

EduBirdie предлагает рефераты, эссе и научные работы, написанные с нуля специалистами по разным тематикам. По данным Similarweb, в марте 2018 года на сайт зашло 1,67 млн человек.

На сайте сервиса говорится, что такие рефераты “на 100% не содержат плагиата”, то есть студенты могут выдавать работы за свои собственные без опасений, что их уличат во лжи.  Стоимость таких работ стартует от $18 – это за 1-2 страницы уникального текста. Более внушительная работа будет стоить около сотни долларов. Оплата осуществляется по факту.

Компания EduBirdie предлагает свои услуги ученикам и студентам по всему миру, однако работает из Украины. Ее материнской компанией является Boosta, зарегистрированная на Кипре, однако базирующаяся в Украине – Киеве и Львове. Руководят Boosta Дмитрий Бондарь (СЕО) и Ярослав Баклан (COO).

Официально на сайте EduBirdie о принадлежности к Boosta не говорится, в портфолио Boosta тоже не значится EduBirdie. Однако если почитать пользовательское соглашение EduBirdie, оказывается, что разработчиком сервиса является компания PlanB Services LLC, зарегистрированная в Делавере, США, от имени Boosta LTD.

EduBurdie – не единственный эссе-проект компании. Также Boosta развивает аналогичные сервисы Edusson, Gpaessay, EssayVikings, Paperial и Paperdon, которые ориентируются на США, Канаду, Великобританию, Австралию, Скандинавию. Компания также занимается продуктами в области SEO и другими сервисами. Boosta активно нанимает разработчиков в Украине, и, по данным DOU, в ней работает более 200 специалистов. Оборот компании, по данным редакции, несколько лет назад составил $1 млн.

В комментарии BBC представители компании EduBirdie заявили, что у креаторов есть свобода выбора и полная свобода слова, а все, что пользователи купили через сайт, следует использовать только как “пример или справочный материал”.

AIN.UA обратился в компанию с официальным запросом относительно ситуации вокруг EduBirdie, однако представители Boosta пока не ответили.

Позиция YouTube

Сотни роликов, содержащих рекламу EduBirdie, уже удалены. В YouTube говорят, что они попали под бан в соответствии с политикой сервиса.

Ранее представитель YouTube заявил в комментарии BBC: “YouTube-креаторы могут включать оплаченные промоматериалы в свой контент только в том случае, если продукты или сервисы, которые они продвигают, не нарушают нашу политику. Мы не разрешаем рекламу по написанию эссе, платные промо таких сервисов будут удалены, когда мы их обнаружим”. Он также добавил, что компания будет разъяснять креаторам, что нельзя рекламировать “нечестные услуги”.

После публикации расследования, YouTube уведомил ряд креаторов по email о том, что ролики, содержащие рекламу EduBirdie, будут изъяты, если авторы не удалят их сами до пятницы, 5 мая.

Проблема платных рефератов действительно масштабна – в Украине этот бизнес цветет буйным цветом. Ранее на AIN.UA выходила подробная статья о том, как чужие знания из Украины продают в США и Европу. Помимо EduBirdie продажей эссе занимаются такие компании, как Govitall, Trionika и Uvocorp.

Позиция Boosta (обновлено)

10 мая СЕО компании Boosta Дмитрий Бондарь предоставил AIN.UA комментарий, отражающий официальную позицию компании по данному скандалу. Редакция публикует его целиком.

“Услуги по написанию рефератов не являются незаконными. Человек заказывает в компании материалы на определенную тему. В ответ получает наработки, которые должны помочь ему в подготовке научной работы или учебного реферата. Специалисты компании работают по всему миру, потому у нас есть доступ к огромному множеству библиотек и архивов.

Мы – научные ассистенты.

Нам известно о случаях, когда наработки сдавали как готовые рефераты, потому заранее предупреждаем клиентов – не смотря на то, что в наших текстах нет плагиата, они призваны помочь в вашей дальнейшей научной и исследовательской работе, а не заменить ее собой. Отметим, наши материалы не оформлены как рефераты – это тексты, графические изображения, таблицы и графики, которые сами по себе сдать как готовый реферат нельзя.

Сегодня мы ведем работу с компанией, которая занималась сотрудничеством с YouTube-блогерами: мы хотим к контенту креаторов выставить более жесткие требования, передающие наши философию и ценности.

На сегодня спор возник именно из-за того, что сами блогеры создавали рекламные месседжи, которые не всегда соответствовали рекламной политике YouTube.

Отдельное направление работы – социально-ответственное потребление нашего продукта. Планируем в самое ближайшее время, совместно с другими игроками рынка, провести социальную кампанию о том, как стоит пользоваться сервисами и почему они должны помогать в научной работе, а не исключать ее”.