Старт Feel VR

В самом начале истории Feel VR его основатели — Алексей Гнатиенко и Денис Крутько — планировали создать мотосимулятор. Эта идея пришла к ним после того, как они поехали путешествовать на мотоциклах в Крым. «Денис рассказывал, как он разрабатывал авиасимулятор для ВВС США. Я заинтересовался этой темой, и мы решили сделать свой симулятор, но больше для цивильных нужд. Так как мы оба увлекались мотоциклами, решили сначала сделать мотосимулятор», — вспоминает Гнатиенко.

Основатели Feel VR Денис Крутько и Алексей Гнатиенко

Партнеры купили мотоцикл примерно за $1000 и полностью разобрали его — достали двигатель, всю «начинку»; изготовили много сенсоров, которые симулируют реальные приборы в мотоцикле. Предприниматель рассказывает, что смысл был в том, чтобы создать максимально приближенный к реальности мотоцикл, а не аттракцион, который стоит в игровых залах: «Мы сделали „реальную“ коробку передач — чтобы это была не просто кнопка, а работающий механизм. Тоже самое с тормозом — он оказывал определенное сопротивление, а не просто присутствовал».

Во время создания мотосимулятора Гнатиенко и Крутько начали работать над другими проектами — игровым креслом и подстольным тренажером с зарядкой для ноутбука Sit&Fit. «Мы сделали мотосимулятор на 90%, но потом поняли, что проект выйдет чересчур затратным. Поэтому сфокусировались на других проектах», — комментирует сооснователь Feel VR. Партнеры продолжали заниматься мотосимулятором еще какое-то время, но в итоге закрыли проект — у них появились другие, более перспективные направления.

Новые проекты. Попадание в IoT Hub

Партнеры занялись вплотную созданием кресла и подстольным тренажером. С идеей кресла они прошли в акселератор IoT Hub зимой 2016 года. «Мы подумали: если ребята смогут помочь нам с нашим проектом, то почему бы и нет. Тем более, они ничего не требовали за участие», — комментирует решение Гнатиенко.

В стартапе отмечают, что акселератор помогал ему участвовать в выставках и давал небольшое финансирование. В конечном итоге, на Demo Day, где компания демонстрировала продукт, Feel VR привлек $35 000 на дальнейшее развитие кресла. В этот момент Гнатиенко и Крутько решили закрыть проект Sit&Fit и заняться только этим проектом.

Вдобавок к привлеченным инвестициям Feel VR получил возможность поехать на CES 2017, и стартап начал активно готовиться к выставке. Параллельно с подготовкой команда занялась разработкой игрового руля. Идея заняться этим пришла к Денису Крутько. «Он был в тусовке людей, которые увлекаются симуляторами, и узнал о технологии Direct Drive. Если вкратце, то с ее помощью можно сделать руль-симулятор намного отзывчивее. Денис понял, что сообщество страдает из-за нехватки подобного продукта по доступной цене и решил, что надо срочно его сделать», — вспоминает Гнатиенко.

Команда успела создать прототип руля до CES и уже вместе с обоими устройствами Feel VR поехал на выставку.

Смена ФОКУСа

Побывав на выставке, команда решила снова сменить приоритет и теперь сфокусироваться только на руле. По словам Гнатиенко, партнеры поняли, что кресло — это более b2b-продукт, поэтому ставку сделали на руль. Партнеры не закрыли проект кресла, но сейчас уделяют ему меньше времени.

Тогда же Гнатиенко и Крутько решили, что последний останется в Кремниевой долине и будет пытаться привлечь инвестиции. «Мы планировали, что Денис останется там на пару недель. Но вышло так, что он провел там полгода», — отмечает Гнатиенко. В конечном счете стартапу не удалось привлечь средства. Предприниматель вспоминает, что этому помешало несколько факторов, в частности, отсутствие продаж и «трекшена».

В это же время в Feel VR начали готовиться к выходу на Kickstarter. «На это решение нас подтолкнуло 2 вопроса: „где найти деньги на производство?“ и „как проверить рынок и показать трекшн?“», — объясняет основатель стартапа.

Особенность руля Feel VR заключается в том, что украинская команда предлагает решение по куда меньшей цене, чем у конкурентов. Direct Drive — технология, которая применяется в профессиональных гоночных симуляторах. От других решений на рынке ее отличает то, что в такой комплектации двигатель прикреплен напрямую к рулю. Это позволяет сделать его более отзывчивым. «Наш двигатель достаточно повернуть на градус, чтобы почувствовать отдачу. В устройствах, где нет подобной технологии, для этого нужно несколько оборотов», — подчеркивает Гнатиенко.

Отличие руля без Direct Drive от руля Feel VR

Если говорить о стоимости, то предприниматель рассказывает, что это стало возможным благодаря правильно подобранным компонентам и процессе разработки: «Конкуренты зачастую производят продукт с готовыми промышленными решениями, которые сами по себе стоят значительных денег. А когда они становятся частью продукта, то конечная цена значительно увеличивается. Мы же полностью разработали все компоненты с нуля».

Окончательно команда убедилась в спросе на подобный продукт на одной из крупнейших выставок гоночных симуляторов ADAC SimRacing Expo в Германии.

Все, кто приходил и узнавал цену, говорили: «Ребята, если вы это сделаете, то ваши конкуренты будут очень злы»

Подготовка к Kickstarter. Роадшоу

Весь 2017 год команда была занята двумя вещами: созданием продукта и подготовкой к краудфандингу. Примерно за 4 месяца до выхода на Kickstarter в одной из Facebook-групп по симрейсингу — гонкам на симуляторах — один из пользователей сделал публикацию о Feel VR и прикрепил ссылку на сайт. Это обратило внимание многих людей на проект, а команда получила «тысячи» имейлов.

Предприниматель говорит, что тогда команда поняла одну важную проблему — у аудитории отсутствовало доверие к стартапу. «Люди очень интересовались продуктом, но многие сомневались, что мы сделаем это, а некоторые вообще считали проект фейком», — признается Гнатиенко.

В Feel VR решили организовать роадшоу в США — провести встречи с потенциальными клиентами в нескольких американских городов, показать руль и ответить на вопросы. Также команда хотела использовать эту поездку для встречи с видеоблогерами, чтобы снять несколько видео с обзором на устройство.

Весной 2018 года Алексей Гнатиенко поехал в США. Он выбрал шесть городов для презентаций — Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Шарлотт, Индианаполис, Чикаго. Предприниматель рассказывает, что главной проблемой поездки была организация — сооснователь Feel VR мог договариваться о помещениях для встреч в лучшем случае за несколько дней, поэтому на демонстрации смогли прийти не все люди. Впрочем, Гнатиенко был доволен результатами роадшоу.

«Мы показали людям, что это реальный продукт, что его можно потрогать. По моим ощущениям, это сильно повлияло на доверие к нам, — подчеркивает предприниматель и добавляет, что эти встречи также были ценны отзывами. — Одно дело, когда тебе пишут на почту, а другое — когда поговорил с 150 людьми и узнал ощущения каждого. В результате таких бесед я получил несколько очень ценных пожеланий».

Эту поездку Гнатиенко также использовал для общения с видеоблогерами и записи видео для их каналов на YouTube. По его словам, к этой идее их подтолкнула сама аудитория: «Когда был бум имейл-подписок, некоторые наши подписчики прямо писали, что если мы сделаем обзор у определенного видеоблогера, то они точно купят руль. Впрочем, мы и сами понимали, что это необходимо сделать».

Видеоблогеров команда искала традиционными способами — через Google, Facebook, в тематических группах. Гнатиенко вспоминает, что договориться со многими из них было несложно, так как они тоже были заинтересованы в продукте. Главной проблемой такого сотрудничество стало то, что Feel VR не смог выслать прототипы блогерам из-за их небольшого количества. Поэтому основателю стартапа приходилось привозить руль для обзора с собой.

Первый обзор я вообще договорился делать в номере отеля. Из плюсов — оно вышло неформальным, как говорится, для людей. Из минусов — это было совершенно не круто и не профессионально.

Всего команде Feel VR удалось встретиться с шестью видеоблогерами, каждый из которых имел аудиторию в 15000-20000 подписчиков.

Сейчас на страницу Feel VR в Facebook подписано более 9000 — по словам Гнатиенко, этого результата команда достигла именно благодаря роадшоу и видеоблогерам. Впрочем, он подчеркивает, что главное в стартапе — это продукт: «Если бы наш продукт был хуже, то никакие блогеры бы не помогли».

Кампания на Kickstarter

В конце мая Feel VR вышел на Kickstarter и за первый же час собрал необходимые $60 000. В результате же стартап привлек $500 000. Изначально команда рассчитывала собрать около $200 000. «В таком случае мы бы смогли более-менее наладить процесс производство. Собрав $60000 мы бы работали „в ноль“», — говорит Гнатиенко.

Команда сознательно решила не занижать необходимую сумму, как это делают другие компании, чтобы получить больше вовлечения на Kickstarter. «Например, за $30 000 мы бы ничего не сделали. За $60 000 — по минимуму, но нам бы это все же удалось», — подчеркивает предприниматель.

На выход на Kickstarter стартап потратил суммарно $50 000: $30 000 на подготовку и $20 000 на непосредственно кампанию. Гнатиенко говорит, что во время подготовки команда поняла, что для них не работает классический PR — и отказалась от него: «Наш партнер в США работал определенное время в этом направлении, но потом написал, что PR плохо работает. В это же время мы наблюдали рост других источников — например, базы имейлов — и решили не продолжать двигаться в этом направлении».

Планы на будущее

Сейчас стартап во всю работает над налаживанием производства. Команда еще не определилась с местом и рассматривает варианты как в Украине, так и в Китае. «Из плюсов Украины — знакомые подрядчики, процесс. Но доставка в Украину очень дорогая, плюс ко всему, есть коррупционные риски, не налажена система», — комментируют в стартапе.

В процессе производства Feel VR все еще ищет инвестиции. В команде объясняют это тем, что существующих денег хватит минимально, а стартапу нужны средства для дальнейшего развития.

Развитие, по словам Гнатиенко, — это создание новых продуктов. Сейчас стартап сфокусирован на создании руля, но затем обратит внимание на другие направления. Предприниматель говорит, что команда вернется к проекту кресла и сделает его полноценным b2b-продуктом. Также Feel VR планирует делать девайсы в сфере виртуальной реальности.

«Сейчас у нас есть два рынка — профессиональные гонщики на симуляторах и геймеры. Первые — это наша целевая аудитория. Но геймеров намного больше. Поэтому мы хотим делать продукты и для них», — говорит Гнатиенко.

Ранее AIN.UA сообщал, что другой украинский стартап запустил Kickstarter-кампанию, но ее остановили, а средства обнулили. Редакция разбиралась, что произошло.