прислать материал
AIN.UA » Колонки, МненияЛичный опыт: как устроено обучение в дистанционной школе

Личный опыт: как устроено обучение в дистанционной школе

3853 3

Мария Головко отучилась 10 лет в одной из киевских гимназий, а выпускной год закончила в школе с дистанционной формой обучения. В колонке для AIN.UA выпускница рассказала, как все устроено, что может удивить школьников и как извлечь из этого максимум пользы. 

Дистанционная школа и общение

При переходе на дистанционную форму обучения школьников пугает отсутствие постоянного коллектива, нехватка общения и перспектива проводить много времени в одиночестве. Это миф. 

Примерно раз в месяц школа проводит собрания, где выпускники встречаются и просто общаются между собой, не успевая друг другу надоесть. Обучаясь дистанционно, можно побывать во многих коллективах. Курсы, лагеря, спортивные секции. Но самое классное в этом опыте — возобновление старых связей, о которых, в связи с нехваткой свободного времени, успеваешь забыть.

Мнение, что «дистанционщики» это отшельники, которые страдают от недостатка общения — примитивная выдумка. Наоборот, они учатся приспосабливаться к разным коллективам, не находясь каждый день в привычном окружении.

Система оценивания

Когда в семье начала зарождаться мысль о переходе на дистанционную форму обучения, я, разумеется, больше всех горела идеей. При этом не вникая в вопрос, как придется выполнять школьные обязанности — сдавать контрольные работы, тетради и так далее. Ведь школьники привыкли: написал, положил на стол учителю, ждешь результатов.

В моем понимании, нужно было за определенный срок проходить предметы, и с выполненным заданием, время от времени, ездить в школу для тестирования/сдачи тетрадей/написания самостоятельных. Выяснилось, что не стоит путать заочную и дистанционную форму обучения.

Дистанционная школа — не дополнительная функция обычной школы, в которой можно «без обязаловки» проходить материал и раз в заданный промежуток времени посещать школу для контроля знаний. Это специально оборудованный сайт, который заменяет классную комнату. На нем есть расписание и список предметов, материал для обучения (тексты, ролики, аудиофайлы, интерактив в виде игр). Под каждым предметом указано определенное количество уроков. Когда приходит срок сдачи, предметы подсвечиваются красным.

Часть уроков (контрольные и тематические) имеет отметку «Обязательно». Их необходимо сдавать для получения оценок. Задания можно выполнить с любого компьютера. Чаще всего, это тестовые работы, которые оцениваются мгновенно. Сдав какую-то из них, сразу видишь оценку. Тестирование может проходить с ограниченным количеством времени (после его истечения вас выбрасывают на главную страницу, а засчитываются все внесенные ответы), либо с неограниченным (можно проходить в несколько заходов).

Бывают и файловые работы, которые нужно писать от руки или выполнять в текстовом редакторе. В таком случае нужно сфотографировать/приложить файл — и учитель проверит работу. Когда проверка закончится, на почту придет уведомление.

Уроки без отметки «Обязательно» нужны, чтобы подтягивать знания по предмету и затем лучше выполнять самостоятельные. Получив отметку, она появляется в квадратике, которым отмечен урок. Получается электронный дневник — доступ к своим баллам есть всегда.

Жесткая объективность оценивания — большой плюс. Написал, увидел свои ошибки и не можешь оспорить оценку. В таком случае, отличный табель — действительно повод для гордости. Его можно добиться только систематическим выполнением обязательных работ.

Но как бы все не было автоматизировано — за системой стоит человеческий фактор. Замечая старания и упорную работу, учитель охотно закроет глаза на пару невыполненных «обязательных». Наблюдая за систематическим успехом, он даст «вторую попытку» — возможности пересдать работу.

Общение с преподавателями

Что делать, если не понимаешь материал, не можешь обработать его самостоятельно? Это тревожит многих. Поначалу можно подумать, что если «не понял» — это твои проблемы. 

В действительности, вопросы решаются иначе. На каждый предмет в школе есть один-два преподавателя. Если материал непонятен, нужно написать учителю и договориться об онлайн-консультации, в подходящее время. Для связи на сайте есть соответствующий раздел. Там доступна видеосвязь и доска, на которой можно писать и рисовать во время разговора.

Также все понимают, что даже самые усидчивые ученики допускают ошибки. Где-то не дочитал, невнимательно прочитал вопрос, случайно нажал не туда, звезды не сошлись. Всякое бывает.

В моей школе учитель, наблюдая у школьника положительные результаты, без проблем даст возможность для повторной сдачи работы. Также, если учитель видит, что все полугодие ученик старался и проводил достаточное количество времени на сайте (оно фиксируется), то может простить пару невыполненных обязательных работ.

Можно ли списать?

Списать нельзя, но можно гуглить по теме. Учителя не запрещают поиск информации в интернете во время выполнения контрольных работ. Но можно даже не пытаться гуглить конкретные вопросы. Придется читать тематические статьи, «Википедию» и самому приходить к ответу.

Если выполняешь работу с ограничением по времени, то на Google времени никак не хватит. Вероятно, списать, в классическом смысле, можно только сочинения.

Недостатки дистанционного обучения

Да, хоумскулинг — это очень ново, интерактивно и необычно. Так учиться действительно интересно. Но нет, это не легко. Перечислю ряд трудностей и нюансов, с которыми можно столкнуться в дистанционной школе.

Это подходит не всем

Школа не будет заставлять выполнять задания, звонить родителям. Нужно самому понимать, для чего это делается, систематически уделять время обучению. Главное и обязательное качество, которым должен обладать хоумскулер — чувство ответственности. Нужно правильно распределять время, планировать.

Дистанционная школа возлагает на учеников и их родителей (они должны контролировать выполнение заданий) гораздо большую ответственность. Если ученик несобранный, а у родителей нет времени — это не для вас.

Такие школы — только частные 

В Украине пока нет государственных средних учебных заведений с дистанционным образованием. Такие школы — платные. Но в стоимость входит доступ на учебный сайт, где есть весь материал и возможность индивидуальных консультаций с каждым из учителей. По сути, это репетиторство.

Неожиданные сложности

Могут возникнуть сложности с предметами, о которых вы ранее не подозревали. В моем случае это была информатика. В прошлой школе информатики, фактически, не было. Было трудно адаптироваться, ведь знания после 10 лет обучения в гимназии заканчивались на уровне «создать и удалить папку» и «нарисовать куличик в пейнте». На дистанционке требования по информатике действительно высокие.

Не будет последнего звонка

Мы, к счастью, не читали заученные стишки, а учителя на произносили неизменные с годами речи. Все прошло иначе — но выпускной у дистанционщиков все-таки есть. Отличается он тем, что и официальная и неофициальная часть проводится в свободной форме (например, в ресторане). Еще нет всеми любимого прощального вальса. Не буду скрывать, об этом я немного жалела.

Чему еще учит дистанционное обучение

Будучи ученицей дистанционной школы, я получала от жизни гораздо более ценные уроки, чем те, что предусмотрены школьной программой.

Умение ориентироваться. Раньше это было проблемой. Из-за неизменного маршрута «школа — дом — теннис — дом», я совершенно не знала город. Сейчас, когда появилась возможность больше гулять и учиться, не сидя за партой, я гораздо лучше понимаю, как добраться в то или иное место, где расположены улицы города.

Навык планирования. В дистанционной школе не обязательно придерживаться определенного расписания. Расписание ты строишь себе сам. Остается лишь учитывать то, что необходимо все успеть вовремя. Спустя полгода в таком режиме, я уже на ходу составляла оптимальные алгоритмы действий — чтобы уложиться в сроки и добиться поставленных целей.

Понимание приоритетов. Какому предмету уделять больше времени, а какому меньше? Сколько времени уделять школе, а сколько — подготовке к экзаменам? Выбор только за вами. Плюс в том, что если, например, у меня нет настроения сегодня выполнять биологию — можно сделать задание завтра, а пока заняться историей.

Убить консерватизм в 16 лет — намного лучше, чем сидеть в зоне комфорта. «Больше мостов, меньше стен» — и все будет очень увлекательно!

Автор: Мария Головко, выпускница дистанционной школы

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

3 комментария

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
Dmitriy Chyrva

Для интровертов это отличная возможность никого не видеть во время занятий.

Igor Golodnitsky

Для экстровертов, это хорошая возможность не узнать что такое гопники, "дай пирожок укусить" и более безобидные тупые шалости в стиле плевания из ручки.

Странное впечатление от прочитанного. Я еще понимаю дистанционное обучение в ВУЗе, факультативы итд, но школьное и дошкольное образование и воспитание формирует умение оставаться личностью даже там, где к этому нет предпосылок. Как и учиться в ВУЗе лучше в другом городе, или даже стране, жить в общаге итд.... К хорошему жизненному опыту все быстро привыкают, а вот к трудностям, преодолении их детей нужно учить насильно, закаляя характер.

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: