Александр Жуков был одним из самых первых сотрудников Viewdle. С 2007 по 2009 годы компания предлагала свою технологию face recognition голливудским студиям, но им она в то время была не нужна. Александр как раз и отвечал за эти переговоры. «Мне говорили: face recognition – это, конечно, круто, а у вас есть что-то для сравнения кадров? Для синхронизации аудиотреков? Я, когда пытался продавать face recognition, смотрел и ужасался: люди руками и глазами делают то, что машины давно умеют делать быстрее и эффективнее», – вспоминает он. Тогда ему и пришла в голову идея собственного проекта, который бы делал computer vision-софт. Александр основал Videogorillas в 2009 году, без привлечения инвесторов, на собственные деньги:
«Когда начинал компанию, на руках было $3000 и сильное желание развивать технологию».
Один из первых проектов получился со студией 20th Century Fox. Тогда Apple требовала, чтобы в iTunes видео были представлены, как на DVD тех времен: с возможностью смотреть по разделам, и чтобы у каждого раздела была иллюстрация – маленькая картинка, причем, чтобы это был кадр в FullHD. Чтобы продавать фильмы в iTunes, студии надо было обновить эти картинки, заменить их картинками хорошего качества.
«Проблема с точки зрения инженера дурацкая, но серьезная как для компании – ведь у них не было баз данных, ничего, где фиксировалось бы, какой именно кадр использовался. Так что у них человек сидел вручную искал эти кадры. Я сделал им прототип программы, которая одинаковые кадры находит за 10 минут. Дальше информация о нас пошла по рынку сарафанным радио, нас стали упоминать в титрах», – рассказывает Жуков.
С тех пор, по словам основателя проекта, в клиентах у стартапа побывали почти все голливудские студии. Основной сервис, который компания продает – это программы, которые умеют восстанавливать из видео плохого качества видео качества 4К. В фильмах CBS, Sony Pictures их технологии используется и сейчас. О многих фильмах команда рассказывать не может из-за условий договора. Но Александр рассказал детали о недавнем крупном проекте – работе с Netflix.
В 70-х годах прошлого века знаменитый американский режиссер Орсон Уэллс начал работу над фильмом The Other Side of the Wind, но умер, не успев довести дело до конца. В Netflix решили восстановить фильм по имеющимся материалам. Режиссер оставил после себя только workprint – готовый фильм, но плохого качества на 8-мм пленке, и около 100 часов съемок отличного качества на 35-мм пленке. Соответственно, задача состояла в том, чтобы сравнить кадры на некачественной пленке со всеми кадрами качественной записи, и собрать аналогичную последовательность кадров, но уже с 35-мм пленки.
Это покадровое сравнение в Netflix пытались делать вручную. На некачественной 8-мм пленке было 300 000 кадров, на качественной 35-мм – 8,5 млн, т.е. надо было провести порядка 2 трлн сравнений. Вручную это сделать практически нереально, отмечает Александр. В Netflix над этим работало шесть человек, которые подобрали 5% фильма. По скорости работы было ясно, что на полное восстановление вручную уйдет 9 месяцев. На этом этапе и решили обратиться к украинской компании. У Videogorillas уже в 2013 году был запатентован AI-алгоритм BigFoot, который сравнивает кадры, он и был использован в решении этой задачи.
In 2.5 minutes, from 21:30 – 23:57, the principals involved in THE OTHER SIDE OF THE WIND discuss the role of Video Gorillas in matching reference print frames back to the original scanned negative.
2 trillion frame compares: what would take 9 months in human effort took 2 days.
— Alejandro Adams (@richesofchaos) 4 ноября 2018 г.
“Мы сделали весь фильм за 2,5 дня и еще две недели проверяли правильность алгоритма, очень не хотелось ударить в грязь лицом”, – рассказывает Жуков.
Фильм вышел 2 ноября этого года, украинскую компанию упоминают в титрах:
Netflix также рассказал и показал вклад Videogorillas в восстановление фильма на видео, которое посвящено созданию The Other Side of the Wind (чтобы посмотреть видео A Final Cut For Orson: 40 Years in The Making, надо зарегистрироваться в сети Netflix, о работе украинской студии на видео говорится с 21:30 по 23:57).
Алгоритм BigFoot позволяет таким же образом восстанавливать и другие фильмы и сериалы, снятые десятилетия назад, до качества 4К. В среднем на восстановление одного фильма в таком формате руками людей тратится порядка $300 000 – $420 000. Точных цен за свой сервис Жуков не называет, однако отмечает, что чаще всего Videogorillas берут со студий оплату за проект и в среднем это – в десятки раз меньше, чем стоимость ручной обработки.
Сейчас в студии работает 15 человек и она получает прибыль, хотя конкретных цифр руководство и не называет. «Мы давно зарабатываем, и я горжусь тем, что мы не брали ни у кого денег, не привлекали инвестиций, никогда не были в долгу, не брали кредитов. Наша история – бутстрепней некуда», – говорит Жуков.
Сейчас у Videogorillas есть планы поработать pro bono. Компания обычно не работает с украинскими студиями, но руководство хочет предложить Киностудии им. О.Довженко бесплатно восстановить таким же образом фильм “Тіні забутих предків”.
«Афиши “Теперь в формате 4К: “Тіні забутих предків” 1964 года на больших экранах” – это реальность, и у нас есть для этого готовое решение», – говорит Жуков.
Напоследок, для тех, кому интересна техническая сторона разработок компании – недавний доклад Олеся Петрива на AI Ukraine Conference: