2 января НБУ опубликовал постановление, в котором содержится прямой запрет на использование средств с корпоративных счетов ФОП в личных целях – сперва их нужно перевести на личный счет.

А вчера по уанету пронеслась новость о том, что в связи с этим постановлением “ПриватБанк” начал требовать у предпринимателей справку об отсутствии налоговой задолженности: без нее банк заблокирует перевод денег с личного счета на корпоративный.

AIN.UA разбирался с ситуацией.

Что случилось?

В вышеупомянутом постановлении НБУ говорится о том, что со своих корпоративных счетов ФОП могут осуществлять любые операции, связанные с бизнесом. Но на личные потребности деньги оттуда тратить нельзя. Для этого их сперва нужно перевести на личный счет – но только после того, как предприниматель заплатит все налоги государству.

Постановление вызвало немало вопросов у предпринимателей. В частности, как будет контролироваться ее выполнение, особенно касательно уплаты налогов. И что грозит предпринимателям, которые, например, купят себе кофе и оплатят его корпоративной картой.

Поэтому 11 января регулятор выпустил разъяснение. Которое, впрочем, мало что прояснило. В нем говорится, что:

“После уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных, в частности, Налоговым и Хозяйственным кодексами Украины, ФОП вправе перечислить средства с таких счетов на собственные текущие счета, открытые для собственных нужд. Средства со счета ФОП на счет для собственных нужд перечисляются после подтверждения об уплате налогов и сборов или отсутствие задолженности по ним“.

Что имеется в виду под подтверждением, кто, каким образом и кому должен подтвердить отсутствие задолженности – не объясняется.

При чем здесь “ПриватБанк”?

На фоне этой ситуации в уанете появилась информация о том, что крупнейший банк страны “ПриватБанк” начал требовать с корпоративных клиентов справку об отсутствии задолженности по налогам.

Сложность в том, что сама налоговая подводит итоги по задолженностям лишь раз в квартал. Таким образом, ФОП пришлось бы ждать окончания отчетного периода, чтобы получить от ведомства справку, а от банка – доступ к своим деньгам.

А что у других банков?

Клиент другого банка в Украине анонимно сообщил AIN.UA, что его банк теперь требует платить налоги с каждого поступления на корпоративный счет, а не раз в квартал, как было ранее.

Для того, чтобы перевести остаток на личный счет после уплаты налогов, якобы нужно в назначении платежа указать, что налог с этих денег заплачен.

Стоит ли переживать?

В комментариях пользователи пишут, что пока не сталкивались с подобными требованиями от “ПриватБанка” и перевод средств с корпоративного счета на личный проходил без проблем.

Более того, отрицают подобные требования и в самом “ПриватБанке”.

“Нет, такого требования не было. Банк не должен ничего менять в своих процессах.

Контроль платежей осуществляется банком только в соответствии с требованиями, которые были установлены постановлениями НБУ №705 (для операций с картами) и 148 (для кассовых операций).

Ответственность за своевременную уплату налогов возложена на налогоплательщика (клиент).

Контроль за уплатой налогов – на контролирующие органы (налоговые инспекции)”, – сообщили AIN.UA в банке.

В том же разъяснении НБУ говорится, что:

“Контроль за уплатой налогов и сборов и применения предусмотренных законом штрафных (финансовых) санкций (штрафов) за нарушение налогового законодательства возложен на контролирующие органы, в соответствии со статьей 191 Налогового кодекса Украины”.

В других банках также опровергли возможность подобных нововведений.

“У нас такого не будет. Мы говорили с НБУ, с авторами этого постановления: банк не должен контролировать оплату налогов. Контроль возлагается на ГНС”, – сообщил AIN.UA сооснователь monobank Олег Гороховский (у monobank нет корпоративных счетов, но есть карты для выплат доходов ФОП).