3 февраля в пресс-службе НБУ сообщили, что регулятор «привел в соответствие с требованиями законодательства Украины порядок раскрытия банковской тайны».

По факту это значит, что теперь силовики могут получать доступ к банковской тайне — то есть операциям на счетах физлиц и данным об их контрагентах — без решения суда, а только по письменному вопросу.

AIN.UA рассказывает детали новой процедуры.

Хронология — как поменяли доступ к банковской тайне

  • 31 октября 2019 года Верховная Рада проголосовала за изменения в статью 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Они предусматривали упрощение порядка раскрытия банками информации, содержащей банковскую тайну.
  • В законе отредактировали несколько пунктов первой статьи, расширив список органов, которые могут получать данные по письменному запросу.
  • НБУ пришлось упорядочить нормы Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны. Изменения вступили в силу с 4 февраля.

Кто теперь имеет доступ к банковской тайне — список структур

Ранее право досудебного доступа имели СБУ, налоговая служба, Нацполиция, Антимонопольный комитет Украины. Теперь список шире:

  • Органы прокуратуры, СБУ, Государственное бюро расследований, Нацполиция, НАБУ, Антимонопольный комитет;
  • Государственная налоговая служба;
  • Госфинмониторинг;
  • Органы государственной исполнительной службы, частные исполнители по их письменному требованию по вопросам исполнения решений судов и решений, подлежащих принудительному исполнению;
  • Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Регулятор может затребовать данные в случаях самостоятельного представления банком информации о банке как эмитенте и административных данных в соответствии с законами о ценных бумагах и фондовом рынке;
  • Другой банк — в случаях, предусмотренных законом «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»;
  • АРМА (Агентство по розыску и менеджменту активов). Доступ предоставляется по письменному требованию в связи с розыском активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве;
  • Властям других стран, если они буду разыскивать в Украине людей или компании, которые помогают их резидентам укрывать от налогообложения доходы.
  • НАПК по антикоррупционному законодательству.

Что это значит на практике — объяснение юриста

По просьбе AIN.UA, адвокат компании Juscutum Александр Горобец рассказал, что новые правила значат для рядовых граждан.


Ранее банки были обязаны предоставлять правоохранителям информацию исключительно о наличии определенного банковского счета юридических лиц и ФОП. На этом объем информации, которую можно было получить без решения суда, заканчивался.

Теперь без решения суда банки обязаны раскрывать информацию, которая касается движения денег по счету и контрагентов (даже если те являются клиентами других банков). Корме того, помимо ФОП и юрлиц правоохранители могут получить информацию о счетах физлиц. 

Напомню, раньше они были защищены на 100%. Но при этом важно то, что расследоваться должно именно производство по выявлению необоснованных активов и сбора доказательств их обоснованности. В ином случае получить вышеуказанную информацию не удастся.

Самое интересное – то, что банкиров так и не обязали уведомить своего клиента о том, что им интересуются правоохранительные органы.

Более того, банкира, решившегося уведомить клиента о запросах правоохранителей, могут привлечь к ответственности за раскрытие тайны досудебного расследования. Плюс ко всему, в актуальной редакции Уголовного кодекса охраняется лишь банковская тайна относительно субъектов предпринимательства, физлица опять в пролете.

 Ранее можно было хотя бы при помощи единого реестра судебных решений узнать о том, что к нашим счетам получили доступ. Теперь же можем вовсе не догадываться, что относительно нас проводились следственные действия.

Что известно о статистике и практике раскрытия банковской тайны

28 января 2020 года НБУ публиковал актуальную статистику раскрытия банковской тайны за 2019 год. Доступ к вещам и документам предоставляли 155 раз, из них по инициативе:

  • Генеральной прокуратуры — 62 раза;
  • Национальной полиции Украины — 28 раз;
  • Службы безопасности Украины — 19 раз;
  • Национального антикоррупционного бюро Украины — 18 раз;
  • Государственной фискальной службы Украины — 16 раз;
  • Государственного бюро расследований — 12 раз.

За период 2016-2018 годов НБУ предоставлял доступ в общей сложности 453 раза. Насколько изменятся показатели после утверждения новых правил удастся сказать только по итогам 2020 года.

При этом, как писал ранее профильный портал «Минфин», доступ к банковской тайне по решению суда, действовавший ранее — тоже не обеспечивал защиты граждан. Суд чаще всего становился на стороны госорганов, отправляющих запрос. И даже обжалование доступа к банковской тайне не меняло ситуацию — раскрытие банковской тайны имеет необратимый характер, возвращение исполнения судебного решения невозможно, отмечали эксперты.

При этом непосредственно блокировка счетов всегда требует судебного решения. Но операции можно остановить по подозрению в отмывании денег или финансировании терроризма.