Пандемия и карантин заставили украинцев самоизолироваться. Одни бизнесы не справляются с заказами на доставку, другие оказались на грани закрытия.

Основатель маркетингового агентства Promodo Александр Колб в блиц-интервью для AIN.UA рассказал о том, как реагируют рынки digital и e-commerce на происходящую ситуацию. Среди клиентов его компании: крупнейшие украинские ритейлеры в офлайне и онлайне, продуктовые компании и многие другие.

Александр Колб. Фото Ольги Закревской

Как Promodo реагирует на кризис, какие меры уже предприняли?

Конечно, мы оптимизируем и режем все, что доступно в затратной части. Это, например, затраты на маркетинг, сервисы, корпоративные мероприятия и все, что не даст результата в краткосрочной перспективе. Мы пока что закрыли свою конференцию, ведем переговоры с арендодателем по арендной ставке.

Прогнозируем падение на март доходной части не менее, чем на 20%.

Наша ориентир по эффективности бизнес на период кризиса — работа в ноль. Мы на это готовы, сейчас так и строим свою работу.

Практически в онлайн-режиме смотрим, насколько отклоняемся от плана. Также в Promodo есть совет директоров: это 8 топ-менеджеров, которые смотрят за ситуацией и принимают решения.

Постоянно информируем сотрудников о состоянии дел, даем обратную связь. Разработали планы действий по тому, как работаем с отсрочками платежа, курсовыми разницами, просьбами приостановить сотрудничество.

Компании 15 лет и это не первый наш кризис, есть опыт, на который можно опереться. В  2013 году мы оптимизировали фонд оплаты труда, частично персонал, на время кризиса пересматривали KPI и цели.

Это наш третий кризис и абсолютно понятно, что делать. Поэтому паники в компании нет.

Может так случиться, что новый кризис уведет заказчиков в онлайн?

В портфеле Promodo есть компании, у которых сейчас зашкаливают продажи. У некоторых — прет! Но я пессимистично смотрю на эту ситуацию, потому что понимаю: когда все закончится, будет откат.

Ведь экономика падает: люди теряют деньги и возможность их зарабатывать.

Все таки, корневая компетенция Promodo — электронная коммерция. И тут назревает вопрос: «Откуда у человека появятся деньги на новый смартфон, велосипед ребенку или брендовую одежду?».

Я понимаю, что толчок на проникновение покупок в онлайн будет ощутимый. Люди поймут, что это удобно, некоторые преодолеют психологический барьер делать заказы в интернете. Проникновение будет обеспечено. Но когда у людей снова появятся деньги?

Доля онлайна однозначно увеличится, а вот чек и объем — по-моему, даже уменьшатся. Но вопрос сложный, время покажет.

Как ведут себя крупные клиенты?

Большой паники среди крупных клиентов нет. Но и в прошлый кризис все было относительно спокойно. Последний раз паниковали в 2008-ом — тогда буквально сходу останавливали рекламу.

За последние пару недель мне позвонили буквально несколько крупных клиентов, некоторые просят небольшую отсрочку по платежам. Отдельные клиенты немного сократили медийное присутствие.

А есть и позитивные моменты, когда клиенты подтверждают договора на 2020 год и наращивают сотрудничество.

В основном, останавливаются маленькие компании и те площадки, которые не успели набрать «жирка». Также бывает, что компании банально не успевают пересчитывать цены по новому курсу. Это нормально. Такие ситуации нам знакомы и понятны.

Но итоги подводить рано — провал скорее наступит в мае-июне. Тот же курс вырос на фоне ограниченной паники населения, которое побежало забирать наличные.

Мы такое уже проходили с курсом доллара по 30 грн в феврале 2017 года. Тогда некоторые наши клиенты побили рекорды даже новогодних продаж. А уже в апреле последовал провал.

Какую хронологию строите вы и клиенты?

Прогнозы делать тяжело. Информационное поле сейчас перегружено, а гадать на кофейной гуще я не хочу.

А вот одного из клиентов могу процитировать: «Надвигается экономический пиздец!».

Мне кажется, что карантин, например, в итоге продлят до конца мая. Как будет дальше — судить пока сложно. Пока что поводов для оптимизма мало: видим, как закрываются границы и какие меры вводятся.

Как сказался на компании новый режим работы, когда все вокруг — на удаленке?

Достаточно позитивно. Мы работаем хорошо и без сбоев. Я уже разослал клиентам детальное письмо о том, все обустроено на период карантинного режима. В свою очередь клиенты дают позитивную обратную связь.

Более того, некоторые руководители замечают, что удалось закрыть давние хвосты. Но я понимаю, что дело не в удаленной работе.

Сейчас идет работа в режиме страха — ты хорошо концентрируешься, достаточно эффективен. Но длится это недолго.

Думаю, что «удаленка» на 1–2 месяца это хороший повод встряхнуть компанию и заново посмотреть на ее процессы. Но через пару месяцев у многих будет заметно падение эффективности.

Мне лично — тяжело так работать, не видя вокруг коллег. 

Какие-то ниши целиком встали намертво. А кто из вашего сегмента не переживет этот кризис?

Кто не вкладывался в бренд — у того проблемы. Клиенты с сильным брендом сегодня чувствуют себя более стабильно, потому что у них есть постоянное ядро аудитории. Речь даже о бытовых ситуациях. Когда нужно купить гречку — пойдешь туда, о чем слышал, чему доверяешь. Посмотрите хотя бы на Rozetka и очереди в магазин на Крещатике.

А есть клиенты, у которых ситуация обратная. Они уже пишут: «У нас закончился товар, просроченная дебиторка». Шансов выкарабкаться для них я уже не вижу. Бренда там не было и контроля за ситуацией тоже.

Сейчас очень важна аналитика. У крупных клиентов мы можем ежечасно мониторить показатели: кеш-флоу, продаж, выкупа товаров. У кого-то такой возможности нет.

Поэтому, бренды выживут — некоторые даже съедят игроков помельче. Те, кто стратегически не планировал и работал по принципу «колесо крутится, лавэха мутится» обречены. В онлайне около 50–60% связаны с брендовыми запросами.

Поэтому будет как в любой кризис: мелкие уйдут, крупные — укрупнятся.

Напоследок. Ваши личные ощущения от нынешней ситуации на рынке и в экономике?

Я увереннее, чем перед прошлыми кризисами. В компании есть прочный запас. Не смотря ни на что, мы продолжаем инвестировать: вкладываем в хаб, планируем переезд в новый офис. Последние несколько лет мы готовили финансовую подушку, которая позволяет уверенно себя чувствовать сегодня.

Печально другое — и речь не про бизнес. Я сейчас в качестве волонтера работаю над несколькими медицинскими проектами. Вот это вгоняет в страх: состояние медицины, надвигающаяся пандемия.

Нам говорят, что мы готовы — но по общению с двумя больницами, у меня другие выводы. Это даже жопой тяжело назвать. Нет ничего: градусников, перчаток, катетеров. Ничего!

Хочется верить, что ситуация замедлится и остановится. Итальянский сценарий заставит увидеть Украину в другом лице.

С точки зрения экономики, то что мы потеряли — уже отбросило нас на 1–2 года назад. А там уже пусть каждый для себя делает выводы, как жить и работать.