7 апреля 2020 года Минцифры выпустило мобильное приложение «Дій вдома» для контроля за самоизоляцией. На работу приложения есть нарекания, как с юридической точки зрения, так и с точки зрения технологий. Редакция AIN.UA разбиралась, для кого предназначено приложение, как и по каким правилам оно должно работать и почему его критикуют.

Что это за приложение?

«Дій вдома» — приложение для тех людей, которые находятся в группе риска из-за коронавируса (к примеру, недавно вернулись из страны, где есть вспышка, или контактировали с больным). С его помощью власти могут проверять, как такой человек соблюдает самоизоляцию или обсервацию.

Суть его работы в том, что пользователю приходят пуши на смартфон с напоминанием сделать и выслать селфи. Сервис проверяет геолокацию и таким образом мониторит, сидит ли человек дома.

Также из приложения можно вызвать экстренную медицинскую помощь.

Кто обязан использовать приложение?

Документ, в котором детально прописаны правила использования «Дій вдома» — это изменения к Постановлению Кабмина № 211 о карантине. В нем указано, кто именно и на каких условиях должен использовать приложение. Детальный анализ документа ранее публиковала «Лаборатория цифровой безопасности».

В «Порядке проведения противоэпидемиологических мер… » (дополнение к указанному документу, далее — Порядок) определяются категории людей, которые должны самоизолироваться:

  • те, кто контактировал с больными Covid-19;
  • те, кто подозреваются в заболевании или те, у кого оно проходит в легкой форме;
  • те, кто согласился на самоизоляцию с использованием электронного сервиса «Дій вдома», Единого госпортала электронных услуг;
  • люди старше 60 лет, исключая несколькие категории (работают в энергетике, ЖКХ, аварийных и спасательных службах и т.д.).

Первые три категории обычно получают на подпись документ, в котором обязуются придерживаться режима самоизоляции (например, при пересечении границы или если подтвержден Covid-19, но болезнь протекает легко и больного отправляют домой). О последней категории “лица старше 60 лет” мы напишем далее.

Пользователи могут сами выбирать, как власти будут контролировать соблюдение ими самоизоляции:

  • разрешить проверять себя сотрудникам полиции или других органов;
  • или поставить приложение «Дій вдома».

Если они выбрали приложение — получают SMS со ссылкой на него.

Независимо от того, ставил пользователь приложение или нет, данные о нем хранятся в системе «Дій вдома». Недавно принятый закон разрешил сбор и обработку личных данных пользователей без их согласия в случае, если это касается борьбы с эпидемией. В постановлении Кабмина органам власти разрешается обрабатывать в системе «Дій вдома» такие данные:

Здесь нужно уточнить два момента:

  • Система «Дій вдома» — это что-то вроде электронного реестра, куда вносят данные людей, контактировавших с больными, вернувшихся из-за границы, болеющих в легкой форме и т.д. Приложение «Дій вдома» — один из каналов работы с этим реестром, с возможностью проверять, действительно ли конкретный пользователь находится дома.
  • Лица старше 60 лет не обязаны ставить приложение, если только нет подозрения, что они могли заболеть. Но они должны соблюдать самоизоляцию. Как объясняет юрист “Лаборатории цифровой безопасности” Вита Володовская, данные о лицах старше 60 лет не вносят в систему «Дій вдома» автоматически.

“В систему «Дій вдома» вносят данные только о лицах, которые вернулись из-за границы, контактировали с больным или болеют Covid-19 в легкой форме. Соответственно, все лица 60 лет в Украине не обязаны ставить это приложение. Но этот пункт Правил означает в то же время, что полиция имеет право останавливать их на улице и уточнять цель”, — объясняет юрист.

Важный пункт в Порядке, который касается штрафов за неиспользование этого приложения:

  • Сообщения в приложении «не могут быть отдельным основанием для привлечения лица к административной ответственности за нарушение правил карантина». То есть, если пользователь не успел сделать и выслать селфи, или у него не совпала геолокация, полиция имеет право приехать проверить, сидит ли он дома, но не имеет права выписать штраф (п. 13 Порядка). Но этот пункт сформулирован не очень четко, и 100% быть уверенным в том, что ответственности за “неправильную геолокацию” не будет — нельзя.

Отзывы пользователей

В Google Play у приложения — рейтинг в 1 звезду.

Отчасти 1-звездочные отзывы — это комментарии пользователей после новостей в начале апреля о том, что если приложение не поставить — будут штрафовать.

Отчасти — это отзывы людей, которые с ним уже работали. Чаще всего пользователи критикуют проблемы с фото и пушами: они приходят в беззвучном режиме или вообще не приходят, из-за этого к людям приезжает полиция.

Редакция AIN.UA попросила у двух пользователей, которые недавно ставили себе это приложение, описать его работу. Приводим их отзывы ниже:

Ученый-физик Семен Есилевский, на днях вернулся в Украину из Франции:

К работе приложения много замечаний. 

  1. Оно активируется по украинскому номеру телефона с подтверждением по SMS. Затем на границе этот номер должны ввести в систему погранслужбы. Но приложение не имеет никакой «защиты от дурака». Насколько я знаю, множество людей активировали приложение в самолете или еще за границей, и теперь у них неправильная геолокация и ничего не работает. Что мешает перед первой авторизацией пользователя проверить, пересек ли он уже границу Украины или нет, и не дать ему это сделать, если номера нет в базе погранслужбы?
  2. Если пользователь приехал домой, активировал приложение, но в этот момент геолокация сбилась (к примеру, оператор неверно определил ближайшую БС), приложение запомнит именно ее навечно, без возможности исправить. Что бы человек ни делал — авторизация будет неуспешной из-за несовпадения геолокации. 
  3. Если пользователь авторизовывался по мобильному интернету, а потом перешел на Wi-Fi, геолокация по провайдеру первого и второго может быть разной, и опять ничего не работает. 
  4. Пользователю приходят пуш-уведомления, чтобы он делал селфи и отправлял их на сервер вместе с данными геолокации. Проблема в том, что в 90% телефонов пуши по умолчанию отключены в фоновом режиме, чтобы не разряжать батарею. То есть, пока человек не разблокирует телефон, он не узнает, что пришел пуш, а когда увидит его — будет поздно, «вы уже нарушили». Что мешает вместо ненадежных пушей отправлять SMS, которые имеют четкий звуковой сигнал и приходят гарантированно?
  5. Самая большая проблема приложения — нулевая “дуракоустойчивость”. Пользователь может случайно совершить действие, которое потом никак не исправить, и которое заблокирует нормальную работу приложения навсегда. Это — вопиющий просчет для такого сервиса, ведь им пользуются люди, вообще не разбирающиеся в технике.

Участница туристического клуба «Кулуар» Яна Ростем, в начале апреля вернулась из Непала:

Ми з хлопцем повернулись з Непалу 10 квітня. Наш квест з поверненням звідти — окрема історія, про нас тоді написали всі ЗМІ. Детально можна почитати тут.

Щодо додатку. Ми підписали папірці про самоізоляцію на кордоні з Білоруссю. Через тиждень прийшла SMS із посиланням на додаток в AppStore. Наскільки мені відомо, на той момент використання додатку для контролю самоізоляції було необов’язковим. Але ми з хлопцем все ж вирішили його встановити: було цікаво, як він працює.

Механізм простий: декілька разів на день, в довільний час, приходять пуш-повідомлення з проханням підтримати місцезнаходження за допомогою вашого фото. Після того, як ви робите фото, додаток підтверджує геолокацію. Додаток не можна видалити, чи закрити протягом періоду самоізоляції, тільки по його завершенню.

В мене була цікава ситуація: я не брала телефон в руки протягом години. Мені прийшло 5 повідомлень, на які я не зреагувала. Після чого відбувся дзвінок. Це був патрульний Нацполіції. Запитав чи я вдома та попросив підтвердити місцезнаходження та надіслати фото в додаток. Тобто контроль реально здійснюється.

В мене нарікань стосовно роботи додатку не виникло. І загалом вважаю його чудовою альтернативою примусовій обсервацій в жахливих умовах неясно де.

Мнение юриста

У юристов тоже есть замечания к приложению, но уже с точки зрения украинского законодательства. Юрист Ader Haber Law Firm Владимир Бабичев отмечает, что устанавливая приложение, пользователь должен принимать во внимание такие моменты:

  • В случае сбоев в работе карт или приложения человека могут привлечь к ответственности за предоставление неправдивых ведомостей, которые касаются самоизоляции. Имеются в виду случаи, когда фактическая геолокация (например, здания) не совпадает с реальной на карте.
  • Полиция получает и наполняет базу данных о человеке, несмотря на то, что ранее такая возможность была предусмотрена только по задержанным по подозрению в правонарушениях по ч.2 ст.26 и п.7 ч.1 ст.26 Закона “О национальной полиции”.
  • Полиция получает еще одну возможность собирать информацию о социальных связях человека не в порядке, предусмотренном законом.
  • Фото пользователя может появиться в протоколе распознавания лица по фотографии в рамках уголовного производства (за нарушение режима самоизоляции, которые привели к тяжелым последствиям, в том числе — к смерти третьих лиц предусмотрена уголовная ответственность — ред.).

“Внедрять инновации, которые делают жизнь граждан комфортнее, а работу правоохранителей эффективнее, — нужно. Но внедрять такие нововведения в государстве, где человек пока что не является наивысшей социальной ценностью и есть прогалины с соблюдением принципа законности, очень рискованно”, — считает юрист.