EN

«5G в Украине — с 2023 года», — Александр Комаров, «Киевстар»

3958

Герой нового выпуска — руководитель крупнейшего телеком-оператора страны «Киевстар» Александр Комаров. В разговоре с AIN.UA Александр рассказал, как телеком-индустрия в целом и «Киевстар» в частности переживает кризис, за счет чего компания сокращает свои траты и когда в киевском метро уже наконец появится 4G (тут карантин, к слову, здорово помог).

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Ниже — текстовая версия.

Партнеры подкаста «Бизнес в кризис» — международный технологический холдинг TECHIIA, а также крупнейший телеком-оператор страны «Киевстар».

Расскажите, как вы встретили карантин? В «Киевстар» работают тысячи людей, что с ними произошло?

Мы никого не увольняли, ничего не сокращали, ничего не «подрезали». В целом, индустрия производительная и эффективная с точки зрения HR-затрат к доходу и достаточно стабильная относительно любых типов кризисов.

Вы имеет ввиду телеком? 

Да, телеком. 

Мы на сегодняшний день видим, что спрос на базовые услуги вырос. Конечно, структура потребления меняется, но мы продолжаем работать в нормальном режиме, с оглядкой на все те ограничения, которые на нас накладывают.

Например, людей перевели на удаленку?

Да. Мы были к этому очень неплохо технологически готовы достаточно давно. Уже несколько лет в компании есть свободный график: он подразумевает, что человек может работать удаленно в течение одного или нескольких дней в неделю с согласия своего руководства. 

Но масштаб этого действия затрагивал 25-30% сотрудников компании, сейчас же мы работаем в режиме, когда 80% сотрудников в компании работают на удаленном или на таком «гибридном» режиме — когда 90% времени удаленно, но в силу каких-то технологических процессов сотруднику необходимо побывать в офисе: например, полевому инженеру нужно заехать в региональный офис, чтобы взять ключи от базовой станции и осуществить там соответствующие работы по содержанию, ремонту и т.д. 

Были какие-то сложности с практически полным переходом на «удаленку»? Слышал истории, что крупные компании с тысячами сотрудников приходили в магазины электроники и выкупали все ноутбуки, гарнитуру и т.д. 

Нет, мы были готовы. Компания давно перешла на формат «мобильное рабочее место». 

У нас была одно время идея, она не реализовалась, не материализовалось, но возможно актуализируется в свете того, что происходит. Это так называемые свободные столы: когда есть не закрепленное рабочее место, и человек может мигрировать из корпуса в корпус, у него есть определенная степень свободы. Имея вот эту программы работы удаленно, мы давно людям раздали соответствующую технику. Ну сейчас мы думаем над нюансами, как эту технику дооснастить: например, всем нужна профессиональная гарнитура, которая бы позволяла абстрагироваться и сделать общение лучше, ведь условия у всех дома разные.

Со стороны складывается ощущение, что вы не просто стабильно проходите кризис, но и сумели заработать «миллион» денег: люди используют услуги мобильных операторов, несмотря ни на что. Но мне интересно: на чем вы теряете сейчас? Роуминга нет, расходы на кибербезопасность выросли. 

Это все есть. Сразу отмечу, что доходы снижаются относительно наших планов и очень существенно. То есть объективно экономическая активность в стране снижается, люди потребляют больше, но в рамках текущей модели рынка, когда они платят за месяц, какой-то положительной эластичности мы не чувствуем. Да, на 20% больше используют голосовые сервисы, но это не имеет никакого отражения в доходах операторов. Но при этом есть прямо пропорциональные потери, которые мы пытаемся компенсировать.

Прежде всего, это роуминг. Доходы от роуминга — практически ноль. Далее — снижение активности в сегментах малого и среднего бизнесов, и мы это сразу прочувствовали: часть сервисов ставится на паузу. Экономика — это живой организм, который мгновенно реагирует на изменения рыночной конъюнктуры. Очень сильно просели доходы от международных звонков, с учетом миграции, которая была, и на 60% упали доходы от розничной сети.

Вы о тех сотнях тысячах людей, которые вернулись в Украину?

Да, да. Соответственно, эти люди вернулись и весь международный трафик очень сильно просел. Это прямые потери. 

При этом, то, что мы видим — это относительная стабильность. Компания сделала три версии бюджета, начиная со второго квартала и до конца года. Живем в такой, которую мы считаем реалистично-оптимистичной,и мы очень к ней близки. И в принципе это означает, что да, мы просаживаемся, но просаживаемся на 8-10%. 

Но в целом, еще раз хочу сказать, что индустрия как таковая, она по сути своей достаточно неплохо защищена от кризисов. Нас гораздо больше волнует девальвация, инфляция и долгосрочная экономическая рецессия, чем вот такой краткосрочный кризис. Люди не отказываются от связи.

Девальвация из-за того, что у вас закупки оборудования в валюте?

Да, девальвация сразу снижает нашу возможность инвестировать, а значит развиваться. Отрасль является очень инвестиционно ёмкой. Последние 5 лет мы реинвестируем больше 25% всех доходов «Киевстар». Как бы мы не боролись, как бы мы не срезали все эти риски, все равно у нас очень большая доля поставщиков и, соответственно, оплат привязаны к валюте. 

Уже много лет говорят о том, что «голос» падает. Как сейчас обстоят дела, есть всплеск? Люди вроде как начали чаще пользоваться звонками.

Голосовой трафик вырос где-то на 17-18% относительно периода до карантина. С учетом размера абонентской базы «Киевстар», это действительно очень много. При чем выросло как и количество звонков, так и средняя продолжительность. Люди говорят и чаще, и уделяют этому больше времени. Но это временно и потихоньку со сворачиванием карантинных мер, клиенты возвращаются к привычному потреблению услуг.

Когда начался карантин, все вдруг начали говорить о проблеме, которой раньше не было: а выдержат ли сети? YouTube срезал качество, Netflix срезал качество. Мой интернет дома едва ли жив. Расскажите о том, как обстоят дела в Украине?

В Украине у мобильных операторов — не только «Киевстар» — есть существенный запас прочности. Мы чувствуем возросшую нагрузку, реагируем на это, но пока не видим критического или узкого места в нашей инфраструктуре, которая не позволила бы нам обслужить нагрузку, которая может еще вырасти на 15-20%. Мы готовы обслужить растущие потребности в рамках той инфраструктуры, которая у нас есть.

Сейчас активнее, чем раньше, использую 4G. Вы сами видите тенденцию, чтобы пользователи активнее переходили с 3G на 4G, заменяли SIM-карты?

К сожалению, наоборот, тенденция притормозилась. Это связано как раз с ограничением мобильности и тем, что часть торговых точек закрылась. Из 400 наших монобрендовых магазинов работает порядка 70%, остальные — в закрытых ТЦ. Продажи в открытых точках упали на 50-60%, объем сервисных операций снизился на 30%. Спрос на замену SIM-карт вырос, но из-за того, что число точек и клиентов стало меньше, все сильно сжалось.

Говорят, во время карантина активизировались мошенники, ворующие кабель. Как у вас с этим обстоит ситуация?

Есть две основные причины аварийности и они забирают на себя 90% всех проблем. Первая — это отключение электроэнергии: плановое, подул ветер, сразу вырубают рубильник и все ждут, пока все пройдет. Вторая — это действительно злоумышленники на сети: поиск медного кабеля, вырезания огромных кусков оптоволокна — в поисках этого медного кабеля и сдача, если нашли этот медный кабель, вторсырье, которое кстати, несмотря на карантин, продолжает работать. Из хорошего: парламент принял законодательство по росту ответственности за такого рода нарушения. И есть еще момент — это запрет на прием такого плана металлов, если видно, что это результат какого-то злостного действия. Но это надо работать с организациями, которые занимаются приемом. 

Ситуация в стране будет отражаться на скорости развития сети 4G в Украине?

Да, так или иначе, это будет иметь свое отражение. Я очень надеюсь, что мы избежим этого сценария. Как минимум, на сегодняшний день мы рассчитали свой бюджет по курсу 29 грн/$: и видим, что с определенным напряжением, но свою инвестиционную программу выполняем. Если это давление будет резко усиливаться и произойдет радикальный обвал нацвалюты – ни один оператор не сможет выполнить инвестиционную программу.

«Киевстар» остается прибыльной компанией? 

Да.

Но нужно понимать, что телеком-компания — высоко инвестиционный бизнес. Только для того, чтобы поддерживать, не развивать, надо инвестировать около 10% от дохода. Для того, чтобы развиваться, надо инвестиции удваивать, а в некоторые периоды инвестировать 40-50% от дохода.

Есть сферы, в которых вы срезали траты? 

Я уже говорил, что мы живем в рамках трех сценариев. В рамках базового сценария это пока такие минимальные срезания, они скорее органические, как результат карантина. Например, обнулили все бизнес-командировки, убрали любые корпоративные события,несколько срезали коммерческие затраты: я бы сказал, на уровне безболезненных шагов. Следующие сценарии — мы их условно называем «шесть месяцев» и «конец света». Там уже мы подразумеваем, что нам придется серьезно оптимизировать затраты, практически по всем статьям. Здесь нет, кроме сети и поддержания сети, никаких священных коров. Оптимизироваться будет все до какой-то степени. Вот до какой — это вопрос баланса между работоспособностью компании, развитием компании и необходимостью это все профинансировать. 

Как проходит коммуникация с материнской компанией? 

Мы обмениваемся опытом, как через штаб-квартиру, так и на горизонтальном уровне, директора знают друг друга, поэтому это достаточно свободное общение и обмен лучшими практиками. Это происходит все время. Над менеджментом  компании есть наблюдательный, совет и это такая формальная иерархия, в рамках которой мы отчитываемся. Над всем этим есть наблюдательный совет VEON.

Есть понимание, что так, как было в начале 2020 не будет. И скорее всего не будет достаточно долго. Но опять же, если сравнивать телеком-индустрию, в частности «Киевстар», то, безусловно, мы чувствуем себя намного лучше, чем, например, сеть ресторанов.

Вопрос уже не про кризис: когда ждать в Украине 5G?

Я считаю, что где-то в 2022 году должны пройти аукционы на частоты и лицензии, и где-то с 2023 года начнется строительство, точнее коммерческая эксплуатация сетей 5G. Я не очень верю в какое-то масштабное, ковровое строительство 5G по Украине. Слишком низкий покупательский спрос, то есть объективно, мы страна с самым низким чеком в Европе от одного абонента. Нам будет сложно инвестировать в новое направление. К тому же, в отличие от LTE, 5G не дает такого качественного скачка. На сегодняшний день есть потребность, это потребности на 99% закрыты стандартом LTE.

5G станет скорее необходимым для операторов, нежели для пользователей. Мы видим точки концентрации наших абонентов, особенно в больших городах, и понимаем, что упремся в возможности LTE: технология просто не сможет обслужить спрос. Вот тогда мы и начнем достраивать 5G.

И еще один вопрос, который интересует всех жителей столицы: интернет в метро появится раньше? 

Да. Изначальный план — первый квартал следующего года. Пока мы уже по тем темпам, по которым мы двигаемся, все три оператора, то выходим на последний квартал этого года. То есть я пока не говорю декабрь это или ноябрь, но мы где-то уже один квартал выиграли. Здесь карантин имел позитивный эффект – мы смогли строиться, пока метро «простаивало».


Слушайте также:

Дмитрий Борисов, «Семья ресторанов Димы Борисова»

Герой эпизода — Дмитрий Борисов, ресторатор, основатель «Семьи ресторанов Димы Борисова», куда входит более 50 заведений. Дмитрий рассказывает, что из-за карантина тысячи сотрудников остались без работы, и часть ресторанов, возможно, после карантина уже не откроется. Зарабатывать помогает лишь доставка: на момент разговора удалось выйти на показатель в 500 доставок ежедневно. Плюс: запуск доставки откладывали едва ли не полгода, а из-за коронавируса организовали все молниеносно. Минус: раньше рестораны обслуживали 15 000 гостей ежедневно, доставка сейчас покрывает лишь малую часть прежних объемов. Об этом и другом — слушайте в подкасте.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast или читайте текстовую версию на AIN.UA.

Дмитрий Деркач, «Планета Кіно»

Герой эпизода — Дмитрий Деркач, сооснователь одной из крупнейших в Украине сетей кинотеатров «Планета Кіно». Дмитрий рассказал, с каких источников компания продолжает генерировать доход, а также поделился небольшим позитивным моментом от карантина: можна сделать то, что постоянно откладывал ранее.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple Подкасты, Anchor, Spotify, Overcast или читайте текстовую версию на AIN.UA.

Павел Вржещ, Banda

Герой нового эпизода — Павел Вржещ, сооснователь креативного агентства Banda Agency. Мы поговорили с Павлом о том, как кризис переживает рекламная индустрия (не очень хорошо), и как честность перед командой помогает переживать сложное время.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Прочесть текстовую версию можно здесь.

Екатерина Кузьменко, Smartass

Герой нового эпизода — Екатерина Кузьменко, управляющий партнер спортивного клуба Smartass, который совмещает в себе спортивное направление, ресторан и салон красоты. В разговоре с AIN.UA Екатерина рассказала, как клуб перенес все тренировки в онлайн, удается ли на этом зарабатывать и как карантин повлиял на планы расширения сети Smartass.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Текстовая версия — здесь.

Олег Крот и Юрий Лазебников, TECHIIA

Герои нового эпизода — управляющие партнеры международного технологического холдинга TECHIIA Олег Крот и Юрий Лазебников. В TECHIIA holding входят бизнесы разных направлений: от IT-аутсорса до киберспорта и производства мерча. Офисы холдинга — практически по всему миру. В разговоре с AIN.UA Крот и Лазебников рассказали, как это, управлять огромным холдингом почти с тысячей сотрудников удаленно, будучи закрытыми на локдауне в США. 

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Текстовая версия — здесь.

Катерина Горина, Platforma

Герой эпизода — Катерина Горина, сооснователь cети коворкингов Platforma и руководитель отделов продаж и маркетинга в компании. Мы поговорили с Катериной о том, как чувствует себя рынок коворкингов, с какими вызовами столкнулись и почему люди продолжат ходить в коворкинги после карантина.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Текстовая версия — здесь.

Антон Авринський, Liki24.com

Герой епізоду — Антон Авринський CEO і співзасновник Liki24.com. Антон розповів AIN.UA, чому ситуація навколо важка для його компанії, хоча, здавалось би, усі купують ліки. Проблеми швидкого росту ніхто не відміняв, окрім того, компанія точно так само стикається з тими ж проблемами, що й усі: черги, дефіцит медикаментів і т.д.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Текстовую версию читайте здесь.

Михаил Рогальский, monobank и koto

Герой эпизода — Михаил Рогальский, сооснователь компании Fintech Band, которая развивает два банковских продукта: украинский monobank и британский koto. В разговоре с AIN.UA Михаил рассказал, как кризис переживает компания (никого не увольняли!) и как этот самый кризис отразился на привычках украинцев тратить деньги.

Также слушайте подкаст на других удобных платформах: Apple ПодкастыAnchorSpotifyOvercast. Текстовая версия — здесь.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

  • Анонсы Apple
  • НДС для Facebook и Netflix
  • VK в Украине
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск