16 сентября 2021 года в украинский прокат выходит экранизация романа Френка Герберта «Дюна». Редактор AIN.UA побывала на премьере фильма в Multiplex и делится впечатлениями.


Стоит ли идти на «Дюну» 2021 года? Если вам неохота читать всю рецензию, вкратце: да. И лучше смотреть в IMAX, это очень зрелищный фильм. 

Более детальный обзор можно прочитать ниже. 


Культовому роману Френка Герберта и любимой книге детства нескольких поколений не очень везло с экранизациями. Версия Девида Линча 1984 года провалилась в прокате. Грандиозный проект Алехандро Ходоровски с участием Сальвадора Дали и Pink Floyd так и не воплотился в жизнь. 

Поэтому, когда стало известно, что за новую экранизацию берется Дени Вильнев («Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049»), фанаты этой вселенной одновременно восхитились и перепугались: а что получится в этот раз? В комментариях к трейлерам фильма поклонники «Дюны» даже переиначили литанию против страха: 

«Я не должен хайповать. Хайп убивает разум. Хайп — это маленькая смерть, приносящая раздутые ожидания…».

Посмотрим, оправдались ли эти ожидания и опасения. И начнем с общего впечатления. 

Здесь и далее изображения ©2021 Warner Bros. Entertainment Inc.

«Дюна» Вильнева впечатляющий, красиво снятый фильм, и этот эффект многократно умножается саундтреком (над ним работал немецкий композитор Ханс Циммер, отказавшись ради этого от «Тенета» Кристофера Нолана). Каждый кадр почти трехчасового фильма можно выставить в рамке или стянуть себе как обои на рабочий стол. Бюджет фильма $165 млн, и эти деньги видны на экране. 

Интересно, что фильм снимали изначально на широкоформатной цифровой кинокамере ALEXA LF, затем переносили на 35-мм пленку, после чего опять оцифровали, чтобы, по словам оператора Грейга Фрейзера, получить «чудесный сплав цифры и аналога».

Но к сюжету и персонажам у поклонников «Дюны» вопросов будет больше, чем у фанатов Толкина после выхода трилогии по «Властелину колец». 

Визуальная часть

События книги масштабные конфликты, войны и интриги великих аристократических домов, правящих планетами требуют, с одной стороны, эпичности, с другой — внимания к деталям. Ведь мир «Дюны» — особенный и узнаваемый для тех, кто любит книги или игры об этой вселенной. Любая грубая неточность в нем будет резать глаз фанатам, как имперские штурмовики на палубе «Энтерпрайз».

Грандиозность происходящего в «Дюне» передана эффектно: планетарные диски на весь экран; бескрайние, уходящие за горизонт пейзажи; эпические сооружения и космические корабли, настолько громадные, что не вписываются в кадр. 

Один из приемов, которые помогают создать ощущение масштаба: крупные, не помещенные полностью в кадр, «нависающие», «давящие» сверху объекты. И общие кадры с четким разделением на передний, средний и задний планы, с подчеркнутой перспективой, которые показывают размах происходящего: будь-то выстроенные рядами военные корабли, войска или песчаные дюны.

На кону — судьба вселенной и фильм ни на минуту не дает об этом забыть. 

Субъективно, визуальная часть «Дюны» Вильнева + звуковое сопровождение и музыка оставляют настолько же мощное впечатление, как «Интерстеллар» Кристофера Нолана. 

Что касается рассказанной в фильме истории, так же сильно впечатлиться, наверное, не получится. 

Сюжет и персонажи

Чтобы уместить 600-страничную книгу в 2 часа 35 минут экранного времени, пришлось жертвовать некоторыми героями, их мотивацией и поворотами сюжета. И даже учитывая эти сокращения, хронометража фильма не хватило, чтобы рассказать историю первой книги полностью. Финал оставляет зрителя на поворотном моменте судьбы главного героя, Пола Атрейдеса. 

В украинской локализации он и весь великий дом называются Атридами, что добавляет эпичности происходящему (отсылка к древнегреческим героям-Атридам Менелаю и Агамемнону времен Троянской войны, по книге у Атрейдесов греки в предках). 

Чтобы ввести в курс дела зрителей, не читавших или подзабывших «Дюну», с самого начала и все ключевые моменты (как конфликт великих домов из-за спайса), и менее значимые события детально объясняются.

К примеру, во время тренировки Пола Атрейдеса и Гурни Халлека последний объясняет, как работают силовые щиты, которые у героев заменяют броню: блокируют быстрые удары, светясь синим, но пропускают медленные, светясь красным. Наблюдая будущие сражения, зритель будет знать: щит на герое засветился красным — значит он в опасности.  

В основном сюжетные ходы повторяют курс книги, хотя видно, что местами сценаристам приходилось «срезать» путь. 

Но, по субъективным ощущениям, даже детально объясняя мир, авторы сценария все равно немного запутывают зрителя. Ключевая для понимания сюжета информация, к примеру, роль ордена Бене-Гессерит в судьбе Пола, подается отрывками. Почти не объясняются сверхъестественные навыки «ведьм» из этого ордена, они просто есть.

Ментатов вроде Суфира Хавата показывают (и даже помечают черной отметиной на губах), но не рассказывают, что они умеют, чем полезны и опасны аристократам, у которых находятся в услужении. Не объясняют, кто такой Квисац Хадерах, и почему его прихода ожидают и опасаются, по фильму понятно только, что это — одно из имен избранного. Важные персонажи вроде Фейд-Рауты или принцессы Ирулан в фильме вообще не появляются.

Из-за этого сюжет Пола в фильме выглядит как история о еще одном избранном со внезапными сверхспособностями. Не всегда расшифровываются и менее значительные детали. К примеру, знак черного ромба на лбу у доктора Юэ имеет важное значение для развития сюжета в книге. Но поскольку из фильма этот сюжетный ход убрали, знак оставили, а значение выкинули. 

Поменяли и некоторые культурные отсылки: так в книге священная религиозная война будущего называется джихадом, в фильме ее заменили на crusade (крестовый поход).

Но в общем, если не придираться, в книге «так все и было». 

Итог

Плюсы: 

  • Зрелищность и пафос — 10 Шаи-Хулудов из 10. И влажный Каладан, и пустынная Дюна — очень атмосферные. 
  • Кастинг. «Актеры все выглядят точно так, как я представлял себе героев, читая книгу», — частый комментарий к трейлерам. 
  • Музыка. После фильма у редакции AIN.UA ненадолго проснулся дар предвидения Бене-Гессерит: предсказываем, что после похода в кино многие пойдут искать саундтреки к «Дюне» на Spotify и Apple Music.
  • Запах корицы в кино, конечно, не передать, но спайс сделали похожим на нее на вид.

Минусы:

  • Упростили сюжет. 
  • Ближе к концу замедлили экшен; заспойлили финальный поворот в истории, до которого по сюжету фильм еще не добрался. 
  • Ни одной сцены обуздания песчаного червя (мы ждали этого весь фильм). 
  • Гурни Халлек ни разу не сыграл на балисете.