То, что доткомы (интернет-компании) не стали авангардом «новой экономики» в мире, уже неоспоримый факт. Был, правда, период (1998-2000 года), когда, например, уровень капитализации таких доткомов как eBay или Amazon был сравним с уровнем таких монстров «старой экономики» как Boeing или General Electric. Уровень инвестиций в интернет-компании в то время зашкаливал за миллиарды долларов и многие говорили о том, что интернет – это новый Клондайк, где деньги делают деньги быстрее, чем размножаются кролики.

На почве этих спекуляций создавалось немало интернет-компаний по принципу весьма простому и не требующему каких-либо особых знаний и понимания интернет-технологий или ведения какого-либо бизнеса. Компании создавались преимущественно финансистами, которые рассчитывали, что вложив сейчас в компанию миллион долларов, завтра они вернут свои вложения, а послезавтра получат прибыль в десятикратном размере. В основном, такие надежды строились на перепродаже компаний.

История известная и уже достаточно старая. Уже в конце 1999 года у капиталистов, которые привыкли считать деньги, появились первые сомнения – им сложно было понять, как же это фактически из воздуха появляются огромные капиталы, которые не обоснованы каким-либо производством и потребительской базой. С начала 2000 года интернет-компании, лишившись инвесторов и, соответственно, не получая очередных денежных вливаний, стали умирать, а к концу 2000 года эта тенденция уже переросла в лавину крахов доткомов. Излюбленное сравнение тех времен – доткомы лопаются как мыльные пузыри.

Случившийся в конце 90-х бум доткомов и последующий их крах стал следствием серьезных переоценок потенциала интернет-рынка, который именно в тот период весьма активно развивался. Но все же развитие оказалось не столь бурным, как ожидалось, да и спекуляций на этой почве было немало, что лишь дополнительно подогревало начальный инвестиционный интерес к новому рынку.

Несмотря на такую печальную и короткую историю, этот бум дошел и до нашей местности. Естественно, с опозданием и не в столь ярком исполнении. С середины 1999 года до начала 2000 года в российские интернет-компании в общем было инвестировано несколько десятков миллионов долларов. По оценкам некоторых экспертов, общий уровень потенциальных инвестиций в российские доткомы в то время составлял порядка 100-150 миллионов долларов.

Наиболее популярные проекты (Рамблер, Яндекс) получили по несколько миллионов долларов инвестиций. Множество других проектов получили инвестиций чуть меньше, однако тогда бытовало мнение, что без миллиона баксов даже и не стоит думать открывать какой бы то ни было интернет-проект в Рунете. Самое интересное, что несмотря на то, что некоторым уже стала понятна ущербность таких инвестиций в мыльные пузыри, многие новоявленные капиталисты продолжали на протяжении 2000 года вкладывать свои миллионы денег в изначально безнадежные и обреченные на не успех проекты.

Это тоже свидетельствует о той психологической вакханалии, которая творилась вокруг инвестиций в доткомы. Основной идеей тех времен, которая вдалбливалась в головы доверчивых капиталистов, была необходимость успеть сесть на уезжающий поезд доткомов, едущий в светлый капиталистический рай. И многие реагировали на этот призыв. Кто-то сразу бросался под поезд, чтобы не долго мучиться, кто-то зависал на подножке и какое-то время пытался удержаться за поручни, в то время как ноги уже по колено увязли в болотной жиже. Мало кто смог благополучно доехать до конечной остановки. Так что к концу 2000 года и в Рунете доткомы начали отмирать с приходом первых заморозков.

Украинские доткомы тоже отнюдь не поражают успехами и не особо горят желанием учиться на чужих ошибках. Хотя говорить о том, что в Украине был какой-либо бум доткомов, а потом и крах, не приходится. Тот короткий по времени (с 1998 по 2000 года) всплеск просто не успел докатиться до Украины во всей своей красе. Многие говорят о том, что это одна из главных особенностей развития Уанета – фактическое отсутствие инвестиционного бума. Неудовлетворенная потребность в инвестициях стала следствием пусть и активного, но все же не столь резкого развития украинского интернет-наполнения – контента.

Но инвестиции все же были. И были украинские доткомы.

Первым в списке украинских доткомов, созданных на уже стихающей волне инвестиционного бума, можно назвать Уапортал. Проект начал свое существование в начале апреля 2000 года на инвестиции в… 45-50 тысяч долларов на первые полгода. Может быть, именно такой смешной по сравнению с объемами инвестиций в российские доткомы, не говоря уже об остальных, уровень инвестиций не позволил этому проекту в итоге лопнуть, хотя уже через полтора года в проекте прошла определенная реорганизация и жизнь его висела на волоске. Все обошлось, но с лета 2001 года развитие проекта значительно затормозилось.

В том же году и до весны 2001 года в Украине появилось и несколько других доткомов, преимущественно с иностранными инвестициями. Отдельно стоит вспомнить о следующих доткомах: GalaNet (русско-американские деньги), Avanport (русские), In-net (индонезийские), «Спутникмедиа» (американские). Каковы по объему были инвестиции в эти проекты достоверно не известно, но по некоторым оценкам они составляли от 500 тысяч до 1 миллиона долларов в каждый проект. Получили инвестиции и некоторые «старые» доткомы, но их объемы не превышали порядка в 100 тысяч условных едениц, а чаще ограничивались десятками тысяч целевых траншей на сервера и другие весьма важные технические средства для производства. Но что мы имеем в итоге?

Самым ярким крахом, безусловно, является «лопание» пузыря под именем In-net. АИН об этом писал в историях «Уход «чисто» по-украински» и «История мутная, но поучительная». В один не очень прекрасный для многих пользователей сервисов этого доткома день владелец проекта, компания UIC (Ukrainian Investment Communications) полностью прекратила предоставление всех интернет-сервисов без каких-либо предупреждений. Другая интересная и реальная история, кстати, рассказана и в публикации под названием «Как убивали портал».

В прошлом году более-менее стабильно и без серьезных катаклизмов было заморожено развитие одного из самых первых и наиболее широко рекламировавшегося украинского доткома – GalaNet. С такой же тактикой с конца прошлого года происходит замораживание и Аванпорта. Из перечисленных и самых громких инвестиционных доткомов единственными выжившими кажутся лишь проекты «Спутникмедиа», да и то постоянно всплывает информация о каких-то проблемах и о том, что эти проекты находятся на грани закрытия. Но в данном случае отличие этого доткома от всех остальных заключается в весьма эффективном слиянии интернет-проектов «Спутникмедиа» и офлайнового издательства «КиевПост», что позволяет иногда держать дотком-отдел на дотации за счет средств, поступающих извне и не прибегать при этом к каким-либо внешним реинвестициям.

Последним на подножку уходящего в никуда поезда украинских доткомов попытались сесть чехи с проектом AtlasUANet. В данном случае именно состояние этого проекта и стало причиной для публикации этой истории. Дело в том, что еще не успели вымыть бокалы из-под шампанского, поднятые по случаю годовщины AtlasUANet, как в конце апреля украинский офис компании посетили чешские хозяева и по информации из источников заслуживающих доверия, был вынесен вердикт о значительном сокращении расходов в Украине. При этом сокращения чуть ли не до состояния практически полного сворачивания бизнеса.

Нам пока не удалось получить какие-либо официальные комментарии, опровержения или подтверждения этой информации. Телефоны компании заблокированы, на письма никто не отвечает (почта возвращается с пометкой «you do not need to resend your message»), однако интернет-проекты компании пока продолжают функционировать. По информации из наших источников, хостинг 7 серверов, на которых находятся различные сервисы AtlasUANet, оплачен до конца мая, так что какое-то время они еще могут функционировать, хотя уже на майские праздники были замечены значительные проблемы с доступом к этим серверам.

Кроме того, по сообщению наших источников, с начала мая уже были уволены практически все сотрудники украинского подразделения компании. На данный момент из более чем 20 человек штата проекта остались лишь три человека, которые занимаются сворачиванием проекта. По словам источника, не исключена ситуация, при которой часть украинских сервисов AtlasUANet будет продолжать функционировать, но уже на серверах в Чехии, а в Украине останется работать небольшое представительство из нескольких менеджеров, которые будут продолжать пробовать все же как-то делать свой «е-бизнес».

Напомним, что проект AtlasUANet начал свое существование в апреле 2001 года. Открытию проекта предшествовало около полугода подготовительной работы. По оценкам, объем инвестиций в проект составил около $1 млн. По словам нашего источника, в соответствии с изначальным бизнес-планом проекта было запланировано, что уже через год существования проект будет приносить доход и его ежемесячный оборот превысит планку в $40 тысяч.

На состоявшейся в середине апреля пресс-конференции, посвященной празднованию годовщины проекта директор AtlasUANet Ян Кочи (Jan Koci) говорил о том, что им пришлось скорректировать изначальный бизнес-план и в соответствии с новыми установками, планируется выход на самоокупаемость к концу этого года. Возможно, именно резким сокращением затрат в Украине и можно будет выполнить эту задачу, но вопрос по поводу будущей работоспособности сервисов, предоставляемых AtlasUANet пока остается открытым. Соответственно остается открытым и вопрос с рекламодателями и вообще получением какой-либо прибыли этим проектом в Украине.

Кстати, по информации источника, одним из интересных моментов, который был отмечен в вердикте чешских инвесторов, является признание интернет-бизнеса в Украине неперспективным. В чем-то они, конечно, правы, ведь есть печальный опыт многих доткомов, приходивших на рынок с хорошим капиталом на развитие, которое в итоге не всегда получалось адекватным потраченным средствам.

Но с другой стороны, есть и вполне успешные проекты, которые пусть и не получили значительных инвестиций, но все же являются более популярными, а соответственно, и потребляемыми нежели проинвестированные доткомы. Правда, их можно сосчитать на пальцах одной руки и среди них можно однозначно отметить лишь такие крупные проекты, как МЕТА и «Топпинг».

Прослойка проектов средней группы немногим больше, но однозначно можно говорить о каком-то выходе на положительный кэш-флоу лишь у проекта Kiev2000.com. Можно было бы отметить и ряд других популярных доткомов, но часть из них либо является поддержкой какого-то офлайнового бизнеса (например, ITConline или Liga Online), либо у нас нет уверенности в прибыльности этих проектов. Хотя, возможно, в этих оценках есть ошибка и мы будем рады получить информацию о других успешных, т.е. прибыльных украинских доткомах. Но в любом случае однозначно заявлять об отсутствии перспектив у интернет-бизнеса в Украине вряд ли корректно.

Скорее всего, как и во всех остальных случаях, мы опять имеем дело с переоценкой рынка, а точнее с его неверной оценкой. И здесь, конечно, не проблема рынка и интернет-пространства в том, что кто-то не умеет правильно оценивать существующие реалии и прогнозировать перспективы. Вряд ли здесь проблема в профессионализме исполнителей, работников проекта. Можно долго говорить о каких-то изъянах в дизайне, программинге и т.п., но все же большинство украинских доткомов можно определить вполне сносными продуктами, которые получали своего потребителя. Может быть не в таких количествах, как хотелось бы, но потребитель был.

Заканчивая описание суровых реалий существования (а точнее прекращения такового) некоторых украинских доткомов, можно было бы, конечно, предлагать какие-либо выводы и глубже анализировать эту проблему. Но, как говорится, это уже за отдельные деньги.

Хотелось бы лишь еще раз отметить, что интернет-бизнес даже и близко не похож на Клондайк или Поле чудес, где баксы растут между тэгов гипертекста. Пока суровые реалии украинского интернет-бизнеса больше похожи на мелко-средний базар, на котором в лучшем случае стоит рассчитывать на установку палатки или ларька и на получение оборота в несколько тысяч долларов в месяц. До размеров супермаркетов украинским доткомам еще расти и расти. Главное при этом, конечно же, выжить.

Александр brams Брамс