По мотивам нашумевшей на AIN.UA истории с запуском компанией Ukr.net мультимедийного портала, мы задали четырем участникам рынка два вопроса:
- Какая модель заработка на мультимедийном контенте может оказаться успешной в Украине: отчисления правообладателям за скачивание трека или отчисления за прокрученную рекламу?
- Насколько велик потенциал прероллов в видеоконтенте, как рекламный канал? Насколько доступен и эффективен такой вид рекламы по сравнению с более традиционными видами?
Евгений Вернигора, заместитель директора по продажам холдинга Бигмир-Интернет
Сегодня ситуация такова, что вокруг в интернете множество музыки, которую можно не только бесплатно послушать онлайн (не буду поименно перечислять десятки сервисов), но и при известной сноровке совершенно бесплатно скачать. Не будем рассматривать морально-этический аспект таких скачиваний (а так же юридический) – просто признаем, что это так. Пока это так, пока есть возможность скачивать музыку бесплатно, всерьез рассчитывать на то, что ее вдруг станут покупать – не приходится. Поэтому наиболее приближенной к украинской реальности моделью мне видится модель отчислений за прокрученную рекламу.
Уверен, что все те, кто уже попробовал видео-рекламу в интернете, убедились в ее высокой эффективности (будь то преролл, постролл в видео-роликах или просто видео-баннер). Если говорить кратко, то на сегодняшний день у видео-рекламы отклик близок к ричмедиа форматам при цене обычной баннерной рекламы. Поэтому, учитывая высокий отклик, доступную цену и все возрастающий интерес к этому рекламному каналу, видеорекламе в ближайшее время можно пророчить самую бурную популярность.
Алексей Мась, создатель Infostore
На самом деле Украина еще ищет свою модель. До того, как Джобс смог наладить поставки контента через свои устройства, имеется в виду в первую очередь iPod и iPhone, на западе не функционировала успешно модель медийного бизнеса с покупкой треков. Но после нововведений Apple такая модель стала доминирующей. Ведь каждая из бизнес моделей – это культурная традиция. Традиция между тем подтверждается удобством пользования.
Если у тебя есть устройство типа iPod, которое знает информацию о твоей кредитной карте и ты можешь одним кликом купить музыку – тут легко может зародиться традиция. А если ты приезжаешь в магазин чтобы купить диск любимой музыки в автомобиль и не находишь этого диска в магазине – традиция может рухнуть. Для того, чтобы продавать контент в розницу (то есть поштучно) нужна вертикаль. Такие компании как Apple и как Amazon прекрасно это понимают. Как действует Amazon? Вы покупаете AmazonKindle и закачиваете на него книгу, при этом Amazon контролирует как само устройство, так и канал поставки на него информации. Точно таким же образом действуют все устройства Apple (более того, именно Apple этот механизм и изобрело). Можно ли построить вертикаль без конечных устройств, напрямую в Интернет – я думаю нет.
Прероллы – это тоже способ построить вертикаль, ведь человек не может от этого отказаться (а иногда это ему удобнее). Главное только не переусердствовать (тут нужно тонко чувствовать грань), ведь не секрет что многие люди перестали покупать DVD из-за навязанной рекламы. Я покупая DVD смотрю иногда до 15 минут, непереключаемой рекламы, естественно я считаю такой подход свинством. А жадность человеческая – бесконечна, такое же может случиться с прелоллами.
Юрий Писковой, представитель Ex.ua
Любая модель может быть успешной, если к ней подходить комплексно, при этом согласовывать политику с правообладателями на начальном этапе и с владельцами площадок. Монетизация контента от продажи рекламы будет работать полноценно через пару лет. Например сейчас, в 2010 году, весь рынок интернет-интернет рекламы составляет всего $20 млн, но в 2011 году он вырастет на 60%, а в 2012 – удвоится.
По нашему мнению идеальной моделью было бы продавать контент через файлообменные системы за некую абонентскую плату. Так как аудитория и владельцы контента контактируют, минуя череду посредников и таким образом цена контента существенн снижается. К примеру, модель таких отношений предложила компания SonyEriccson, обещав за 3 доллара, которые вложены в стоимость телефона, предлагать доступ к каталогу с более чем 1 миллионом треков в течении года. Сейчас весь украинский рынок авторских роялти, составляет 30 млн грн. При этом существует еще куча дополнительных возможностей для сбора денег. Но царящая анархия на рынке (множество обществ коллективного управления) тормозят этот рынок. Мы же, продавая контент на нашем файлообменнике, можем собирать сумму в несколько раз больше. Как пример, можно использовать многие возможности для заработка. Если на рекламе нельзя зарабатывать, то можно зарабатывать на ее отключении.
Запросы по прероллам растут с каждым днем. Сейчас на этот вид рекламы приходится около 20% наших реклламных доходов. Год назад было тяжело заставить рекламодателя их купить, но сейчас некоторые из них хотят только прероллы. Особенно это касается рекламы концертов – в этом случае прероллы особо эффективны, потому что в них можно “засунуть” намного больше информации, чем в баннер и к тому же их CTR в 10 раз, превышает показатель баннерной рекламы. Например, мы делали преролл в клипе “ПараНормальных”, который в первый день собрал – 35 тыс. показов. При этом баннеры сработали с эффективностью 0.48%, а прероллы с эффективностью – 14%.
Роман Сидоренко, генеральный директор WantMore
В существующих условиях, прибыльной и успешной может быть только одна модель – быть правообладателем. Я не вижу поля для самостоятельного бизнеса онлайн-контент-ритейлеров. Особенно, это касается музыкального контента.
Эффективность у прероллов даже больше, чем у рекламы в кинотеатрах перед просмотром фильма. Учитывая, что интернет все больше и больше смотрят, а не читают – очень хороший потенциал у прероллов, как у рекламного канала. Основная проблема сейчас в охвате и таргетинге по ЦА – рынок площадок не прошел стадию консолидации, контента мало и построить охватную кампанию только на прероллах не получится.