AIN.UA продолжает подводить итоги 2010 года. На этот раз своими наблюдениями о происходящем на рынке интернет-рекламы поделились руководители нескольких интернет-агентств Украины – Таргет Медиа Групп Украина, AdPro, ITCG, Adwork и МИ-6.
Сергей Ковпак, Таргет Медиа Групп Украина
По нашим оценкам, рынок в этом году вырос минимум на 30-40%. В первом полугодии развитие было, но слабое, а к концу этого года видим, что сезон осень-зима своим ростом компенсировал вялость первого полугодия и продолжает стремительно набирать обороты. Пропорционально росту рынка растем и мы.
Что касается нашего агентства, то в этом году «баннерку» потеснил контекст и SMM. В прошлом году практически не было бюджетов на работу в социальных сетях, а доля контекста в медиапланах была почти в 2 раза меньше.
В этом году наши клиенты хотели больше нестандартных решений, сформировался спрос на SMM. Мы успешно внедрили модель CPA и активно развиваем это направление.
Сдерживающие факторы: отсутствие единых понятных стандартов оценки интернета как медиа, оценки эффективности РК, дороговизна реализации действительно креативных проектов в пересчете на стоимость контакта с ЦА по сравнению с другими медиа, и вообще, слабое понимание рекламных возможностей интернета у многих клиентов.
В 2011 году, уверен, будет больше качественно реализованного креатива, больше действительно эффективных SMM-кейсов, медийка сможет предложить адекватный охват, а контекст продолжит свой стремительный рост.
Оксана Матвийчук, AdPro
По мои оценкам рост рынка составил 30% и это совпало с моими ожиданиями. Соответственно увеличилась прибыль. В этом году рекламодатели проявляли высокий интерес комплексным стратегиям digital присутствия, к активности в соц медиа и нестандартным проектам. Доля баннерной рекламы снизилась, контекст усилил свои позиции
Основная тенденция 2010 года это пофлайтовое планирование, хотя в digital необходимо постоянное присутствие. Это основной сдерживающий фактор. Рост рынка продолжится в 2011 году, он может достигнуть 50% и более. Развитию рынка будет препятствовать отношение к digital как одному из офлайн медиа и неготовность вести диалог со своей аудиторией.
Андрей Скорик, ITCG
Аудитория выросла почти в 2 раза. Бюджеты же в 1,5, что вполне соответствует ожиданиям, т.к. качественных площадок почти не прибавилось, а рост обеспечили новые рекламодатели и небольшая медиа-инфляция.
В 2010 году клиенты начали использовать комплексные подходы (не только баннера и контекст). Но нехватка квалификации и качества обслуживания приводит к выливанию в трубу 30%-50% бюджетов. Явно заметно перераспределение медиа-бюджетов в сторону не прямого медиа без существенного их увеличения. Этому способствовало бурное развитие соцсетей, совпавшее с застоем в интернет-медиа-исследованиях.
Явно выделились 3 основных категории игроков (по ВРК есть только первые 2): интертнет-медиа-агентства, интернет-агентства полного цикла, интернет-креативные агентства. Наиболее комплексные и качественные услуги, включая экспертизу и ответственностью “одного за все”, предоставляют только вторые.
Ожидания от 2011 года: продолжение развития услуг проводного и мобильного интернета и, как следствие, роста домашних и мобильных абонентов, что в 2012, думаю, даст 20-25 млн. пользователей. Это будет предел для Украины в текущем тренде ее экономического развития. Появление новых сильных продавцов и качественное доразвитие текущих (сэйлз хаусы, холдинги, сети). Появление качественных охватных контент-проектов.
В 2011 году не будет: роста количества нишевых контент-проектов, действительно качественных исследований, резкого увеличения квалифицированного персонала. Как следствие: все ожидаемое упорядочит рынок и не даст бюджетам сократиться, все, чего “не будет” сдержит рост на уровне +50% к 2010 году, бюджеты продолжат утекать в Россию (от 30 до 50%) на соцсети и качественные контент-проекты.
Алла Устименко, Adwork
Если говорить о крупном рекламодателе, то примерно распределение 60 – 20 -20. при этом кто то может быть очень увлечен нестандартом и выделять 40 % бюджета только на нестандарт, так как для нас (РА) остается практически не заметен мелкий и средний бизнес, который ушел только в контекст, то эта пропорция не отображает полную картину по всему рынку. По-прежнему остается повышенный интерес рекламодателей к нестандартам.
В целом, в уходящем году произошли приятные и заметные изменения с размещаемыми баннерами. Стало больше рич медиа, больше интрактива, больше видео. И что особенно приятно многие работы были заметными и удачными, и безусловно эффективными.
Динамика роста рынка достаточно заметная, и, наверное не приходится говорить, что какие-то факторы значительно сдерживают рост рынка. Мы видим необходимость в едином измерителе аудитории сайтов и в едином программном продукте, с помощью которого можно было бы проводить рекламные кампании с едиными настройками для всей сети. Наличие таких инструментов значительно облегчило бы планирование кампаний и позволило бы значительно оптимизировать рекламные кампании
Светлана Козачище, Mи-6
Безусловно рост в 2010 есть – порядка 50% в медийной рекламе по моим субъективным оценкам. Наши прогнозы в конце прошлого года, относительно доходов в 2010, были похожими. Не может не радовать тот факт, что результат полностью оправдал ожидания как менеджмента, так и акционеров.
Относительно контекстной рекламы мне сложно судить, ее доля в наших биллингах невелика, но конечно это ничего не говорит в разрезе рынка. Основной процент дохода по прежнему формируется баннерной рекламой, тем не менее слово «нестандарт» стало слышаться от клиентов чаще. Правда расстраивает тот факт, что для большинства из них нестандарты ассоциируются с размещением агрессивных rich-media баннеров с огромным процентом случайных кликов и негативом от ЦА.
Положительной тенденцией становится переход от медиапланов «на коленках» по сайтам в закладках директора к планированию кампаний по охвату с учетом соцдема и пересекаемости аудиторий. Частично такую возможность представляет панель Гемиус, но пока у рынка не будет пиплметрической панели в которой будут представлены все участники рынка, эта же тенденция будет являться и сдерживающим фактором для больших бюджетов.
В новом году наших клиентов ждут свежие креативные решения, высокие результаты рекламных кампаний и только хорошее настроение (даже когда они получают счет за услуги).