Адио Ресси (Adeo Ressi) – основатель бизнес-инкубатора и института The Founder Institute, а также проекта TheFunded.com. В своей публикации на TechCrunch “Is There A Peak Age for Entrepreneurship?” он критикует “эйджизм” в предпринимательстве и готов поспорить, что юные годы – не всегда ключевой фактор для успеха в стартапе. Для справки: автору публикации 39 лет. Господин Ресси дал разрешение на перевод своей статьи для читателей AIN.UA, что мы с удовольствием и сделали.
Недавняя серия публикаций, которые провозглашают, что 25 – это пиковый возраст для предпринимателя, натолкнула меня на необходимость дать этому взвешенную оценку и ответить фактами на подобное утверждение. У отбора по демографическому и этническому признаку, который всё больше “заражает” умы венчурных капиталистов и предпринимателей в ИТ-сфере, появился новый “соратник” – “эйджизм” (ageism). Это должно прекратиться.
Курьезное и очевидное
Вам и минуты не понадобится, чтобы понять, что утверждение о 25 как пограничном возрасте – ошибочно. Достаточно просто оглянуться вокруг, чтобы практическими примерами опровергнуть подобный тезис. Сегодня есть множество предпринимателей, которым за 30, включая Рэйда Хоффмана (Reid Hoffman) (ему исполнилось 35 в 2002), Эвана Вильямса (Evan Williams) из Twitter (исполнилось 35 в 2007), Марка Пинкуса (Mark Pincus) из Zynga (стукнуло 41 в 2007), не говоря уже об Арианне Хаффингтон (Arianna Huffington) и ее the Huffington Post (Арианне было 54 еще в 2005) и многих-многих других.
Широкое распространение получил стереотип, что молодые предприниматели, запускающие свой проект, более проникнуты идеями новизны и создают инновационые сервисы и бизнесы, вроде того же Facebook, в то время как предприниматели постарше предпочитают запускать бизнес, который приносит стабильный доход. Но в действительности всё намного сложнее. Есть изобретатели и предприниматели, которые и в более солидном возрасте создают революционные продукты и решения, подобно тому же Дину Кэймену (Dean Kamen) (60 лет) или Elon Musk из SpaceX (39 лет). И есть наряду с ними тысячи молодых предпринимателей, которые “тоже запускают стартап”, потому что все так делают.
Курьезные ситуации – самое лучшее тому доказательство. Я запустил свой первый интернет-бизнес, когда мне было 22, в 1994 г., и в силу обстоятельств, невзирая на мой наивный оптимизм и чистое везение, стоимость созданного мной бизнеса в денежном эквиваленте перешагнула отметку в $600 млн. Мой непосредственный вклад в успех и рост стоимости этого начинания был относительно низким. Фактически, многие из интернет-бизнесов, которые перевернули индустрию и были основаны в середине 90-х годов ХХ века, были основаны такими же двадцатилетними наивными оптимистами. А вот большинство видов традиционного прибыльного бизнеса, основанных в то же время, были созданы или управлялись предпринимателями постарше.
В некоторых случаях предприниматели постарше объединяли свои знанию и усилия с более молодыми, как это произошло в Google (Ларри Пейджу и Сергею Брину исполнилось по 25 в 1998 г., а Эрику Шмидту к 2001 году стукнуло 46). В других случаях, клоны проектов, созданных молодыми, были запущены и преуспели под руководством старших по возрасту предпринимателей. Так произошло с Amazon (Джефф Безос (Jeff Bezos) был в возрасте 30 лет в 1994 г.). А многие молодые создатели проектов и бизнесов и вовсе были оставлены не у дел своими старшими топ-менеджерами, пришедшими в компанию на какое-то время. Так случилось в PayPal (Питер Тиль (Peter Thiel) взял на себя руководство компанией, доставшейся от молодых основателей, когда ему был 31 год, в 1998 году).
Курьезные ситуации, собственный опыт и подборки примеров из чужого опыта – не самая лучшая основа для разумных выводов. А потому давайте взглянем в лицо фактам.
Факты и исходные данные
Чтобы установить настоящий возраст успешных бизнесменов и разоблачить возможные стереотипы, мы в Founder Institute составили исследовательскую панель для проведения опроса, включив в нее более 3,000 респондентов по всему миру. Также мы тщательно изучили, как сложилась карьера и профессиональное развитие порядка 1,000 основателей собственного бизнеса и 350 выпускников бизнес-школ и университетов. К проведению исследования мы привлекли научных сотрудников, которые тщательно изучили результаты работы и карьерного продвижения как успешных основателей собственного бизнеса, так и менее удачные примеры предпринимательской деятельности. Всё это было проделано с целью определить наиболее важные факторы и проанализировать результаты тестов, полученные в результате опроса респондентов.
Проведенное исследование показывает, что чем старше по возрасту предприниматель, тем проще предсказать успешность его проекта или бизнеса, и что есть еще три показателя, которые тесно коррелируют с предпринимательским успехом: сильный интеллект и мышление, большая открытость и разумное умение договариваться и соглашаться. Давайте подробнее поговорим о ключевых характеристиках, которые ведут к предпринимательскому успеху:
- Возрастной фактор во всём массиве изученных анкет респондентов коррелирует с предпринимательской успешностью для респондентов в возрасте до 40 лет. После этого возрастного ценза уровень взаимосвязи снижается или вообще отсутствует. Люди постарше в своей жизни завершили уже немало сложных “проектов”: от покупки дома до создания семьи и воспитания детей. Кроме того, у людей старшего возраста по сравнению с молодыми и юными более развиты ораторские и переговорные навыки (во многих, но не во всех случаях). Теоретически можем предположить, что сочетание этих навыков и житейского опыта помогают предпринимателям старшего возраста выбирать и реализовывать более реалистичные бизнес-возможности.
- Гибкость интеллекта и мышления – во многом наследственная черта, которая характеризует способность человека быстро обучаться новоым правилам и применять изученные причинно-следственные связи в решении задач. Данную характеристику также можно связать с абстрактным мышлением. Способность гибко рассуждать и обучаться новому снижается с возрастом. Предприниматели постоянно сталкиваются с новыми задачами, которые надо понять и решить за короткие промежутки времени: от неожиданной отставки менеджеров со своих постов до проблем с предоставлением услуг. Тем, кто хочет преуспеть, необходимо более гибкое мышление и умение постоянно учиться новому.
- Открытость – характеристика из так называемой “Большой Пятерки” (Big Five personality). Она помогает измерить способность человека увидеть и оценить разные грани окружающего нас мира. Ее синонимами могут быть “любопытство”, “приключение” и “культурное многообразие”. Предприниматели – в частности те, кто сотрудничают в рамках быстрорастущих стартапов – вынуждены бросать вызов многим традиционным нормам и должны быть готовы к изменениям, и новой информации, способным повлиять на дальнейший успех их предприятия.
- Готовность к сотрудничеству – еще одна характеристика из “Большой Пятерки” (Big Five personality). Она помогает оценить соотношение готовности к сотрудничеству и противостояния в команде. Разумный уровень готовности идти на уступки и переговоры тесно взаимосвязан с умением придерживаться выбранной стратегии развития, несмотря на внутренние конфликты и противоречивую информацию, что позволяет предпринимателю защитить свои наработки и достижения в сложных обстоятельствах.
Методология исследования
3,000+ участников нашего исследования живут и работают в 17 городах на всех 4 континентах, а их возраст – от 17 до 60 лет. Отбор всех участников осуществлялся на добровольной основе среди тех, кто интересуется предпринимательством и подавал заявки на обучение. Дважды в год наш институт проводит расширенное исследование за счет разных групп респондентов. Тестирование длится 3 часа и позволяет собрать большой массив данных, чтобы выявить новые наборы факторов, определяющих успешность предпринимателей. Кроме того, в нашем институте в течение нескольких семестров работа ведется без применения на практике полученных результатов тестирования. Поэтому у нас есть как основная масса респондентов, так и контрольная группа для проведения сравнительных измерений.
Определяем, что такое успех
Поскольку наш институт начал работу всего 25 месяцев назад, и самые первые его выпускники всего лишь 18 месяцев, как завершили свой курс, на данный момент нет M&A-сделок (сделок слияния / поглощения) или публичных торгов акциями среди представителей компаний, которые прошли нашу программу. В своей работе над респондентами и контрольной группой мы используем тщательную оценку продуктивности предпринимателей, которые управляют компаниями, и самих компаний. Это позволяет провести сравнительный анализ “успешности”. Каждый руководитель стартапа еженедельно получает оценку в рамках программы со стороны подгруппы своих коллег, с которыми они работали совместно в группе во время прохождения программы в Институте. При этом он в течение программы получает дважды оценки от сезонных CEO-менторов; а по итогам квартала после выпуска из программы инкубатора отчитывается на базе списка ключевых метрик: рост прибыльности, вовлеченность в рынок и т.д. Все показатели наши специалисты проверяют на валидность. Вся собранная информация обрабатывается и анализируется дважды в год, чтобы сверить и оценить изменения в качественной и количественной работе с предпринимателями.
Только 39% участников нашей программы – в возрасте до 30 лет, а среди выпускников – 36% тех, кому нет еще 30 лет. Средний возраст наших выпускников – 34.4 года. Вот какие результаты демонстрируют компании и проекты, созданные нашими выпускниками:
Результаты теста
Оценка успешности предпринимателей довольно точно прогнозирует успех в бизнесе в зависимости от возраста и совокупности дополнительных факторов оценки. В 53% случаев тест точно прогнозирует оценку успешности предпринимателя со стороны коллег и менторов с погрешностью в пределах 5%. Несовпадение прогноза и результатов на 20% и более в оценке произошло лишь в 14% случаев.
Рис. 4: Прогнозируемое значение результатов в соотношении с числом оценок со стороны коллег-сверстников
Вывод
Возраст – лишь один из факторов среди большого числа других, которые позволяют спрогнозировать успех конкретного предпринимателя. И кто угодно в любом возрасте может сломать стереотип, созданные “экспертами” относительно успешных молодых бизнесменов нового поколения. Тем не менее, совершенно очевидно, что истории немногих “миллионеров из колледжа” (или даже миллиардеров), основавших стартапы и заработавших на них колоссальные деньги, успешно растиражировали СМИ и сама ИТ-индустрия. При этом всё происходящее несколько “отрывают от контекста”. Мы романтизировали саму идею “молодого предпринимателя” просто потому, что такая история – “крутая”. Но это вовсе не значит, что “крутые истории” – дело обычное. В конце концов, чтобы изучить настоящие причины успеха, нужно отбросить все эти заблуждения насчет пола, возраста и этнической принадлежности.