Хотел об этом написать давно, но после вчерашнего краш-теста решил, что пора. Давайте поговорим о клонах существующих продуктов на их же рынках, их целесообразности и шансах на успех. У нашего проекта Prom.ua много клонов, в среднем раз в 2-3 месяца мы узнаем о том, что кто-то запустил с нуля похожую систему и хочет сделать на этом гешефт. Мы периодически отслеживаем их судьбу, но на данный момент никто из новых игроков не преодолел 4-5 тыс. посетителей и стал хоть сколько то значимым игроком на рынке. В связи с этим возникает вопрос – зачем люди упорно это делают?
Цель практически любого интернет-бизнеса – занять первое место в своей нише. В большинстве ниш победитель получает все. И если бизнес изначально не имеет амбиций и четкого пути занять лидирующие позиции, то он не будет привлекателен для инвестора, а значит его невозможно будет продать. В лучшем случае он будет приносить какой-то доход, пока лидер не отожмет их долю рынка. Поэтому стратегия для компаний не лидеров – как-то дифференцироваться от лидеров, находить свою более узкую нишу и уходить туда, создавая там больше ценности чем лидер.
Делать клон фейсбука на глобальном рынке глупо, лучше делать иные соцсети вроде LinkedIn, FourSquare, Twitter. Делать клон и биться в лоб с существующим сильным продуктом на рынке можно только в том случае, если вы уверены, что у вас есть минимум в 3-5 раз больше бюджет и вы готовы за минимальное время технически догнать или превзойти конкурента, не забывая при этом что он тоже развивается. Либо когда рынок подразумевает наличие множества подобных сервисов. Если первое чревато тем, что лидеры смогут привлечь дополнительные средства и защитить свою позицию потратив намного меньше (что мы видели недавно на примере Torg.ua vs Emarket.ua), то второе возможно когда накладные расходы на использование сервиса у клиентов небольшие. Быть зарегистрированными на нескольких купонных сервисах легко (хотя тоже читать N емейлов со скидками не всем удобно), но поддерживать два аккаунта в соцсетях или на торговых площадках, размещать объявления на нескольких досках – это дополнительные накладные расходы и эти рынки очень склонны к тому, чтобы там был один лидер.
Так что же делать если рынок уже занят и не предполагает наличие нескольких лидеров? Есть два варианта. Либо искать узкую нишу и концентрироваться на ней, в надежде вы сможете обслужить клиентов лучше лидера. Либо искать ряд уязвимостей у лидера и строить продукт который их лишен. В надежде на то, что данные уязвимости будут исправлены. Первое может быть менее интересно, так как в узкой нише в наших реалиях может не быть достаточно денег, а второе рискованно, так как заметив ваш успех, лидер может начать копировать ваши действия и защитить свою позицию.
Когда мы задумывали Prom.ua, мы видели, что по сравнению с лидерами мы можем изначально предоставить пользователю создавать более удобные сайты на нашей платформе, а также то, что продукты лидеров сильно устарели, по причине концентрации на продажах, а не на продукте. Мы понимали, что если мы опередим технически, то нас будет сложно догнать. В нашем случае нам повезло, что мы настроили продажи и маркетинг в компании с технической душой быстрее, чем компании с коммерческой душой смогли отреагировать технически.
Мораль: подумайте 7 раз прежде чем делать клон успешного проекта на его же рынке. Вы должны очень четко понимать с помощью чего вы можете занять его место.