Из всех событий, волновавших информационное поле вокруг украинского рынка интернет-маркетинга, одним из самых важных, несомненно, является беспрецедентная миграция кадров.
За каких-то два месяца лета место работы поменял десяток значимых для отрасли фигур. Едва ли не каждую неделю в сводках новостей появлялась информация об очередной кадровой ротации: Оксана Матвейчук, Виталий Георгиев, Роман Сидоренко, Григорий Маленко, Иван Кучеренко, Лукаш Щепанськи и Марек Фридман, Ксения Заграй, Роман Кузема и другие. Вполне вероятно, что это – еще не все.
Попробуем оценить значение происходящих процессов для рынка и спрогнозировать, какой они могут иметь результат.
Для этого пройдем от частного к общему и примем за основу, что происходящее на одном локальном рынке подчиняется общим социальным законам. А история и социология утверждают, что причиной миграционных всплесков становится достижение некой формацией порога развития, а результатом – «перезагрузка» и переход ее в совершенно новую формацию.
Самый показательный пример – Великое переселение народов, означавшее конец античного периода истории и начало Средневековья.
В миграциологии и урбанистике, близких отраслях социологической науки, существует так называемая гравитационная модель миграции — теоретическая модель, сходная с Ньютоновским законом притяжения. Закон Ньютона гласит: «Любые два тела притягиваются друг к другу с силой, пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними». Социологи заменяют понятия «тела» и «массы» понятиями «места» и «значимость», где значимость может быть измерена в единицах численности населения, объема валового продукта или другой подходящей величины. То есть, чем больше значимость «мест» и чем ближе они друг к другу – тем интенсивнее движение людей между ними.
Если применить гравитационную модель к нашей ситуации, получаем две причины бурной кадровой миграции: увеличение значимости рынка интернет-маркетинга – рост бюджетов и требований к компетенции специалистов – и возрастающую интеграцию его с другими смежными отраслями.
Рынок цифрового маркетинга подошел к порогу развития в том виде, в котором он существует. А его топ-менеджеры – к порогу своей компетенции на занимаемых ими местах. Потому они переместились туда, где могут развивать новые компетенции, создавать новые проекты, заниматься иными, смежными отраслями интернет-бизнеса.
В то же время их бывшие подчиненные дорастают до «топовых» позиций. Миграция кадров дает им возможность реализовать свой потенциал.
Еще один немаловажный фактор: взаимная миграция между различными секторами рекламного рынка: сетевыми и классическими агентствами, digital-агентствами, площадками, клиентами. Если раньше кадры в этих секторах по большей части «варились в своем соку», то теперь люди со знанием агентской кухни пришли работать на сторону клиента и наоборот. То же и с площадками. Это дает повод прогнозировать углубление знания процессов в различных структурах и взаимопонимания между заказчиками, подрядчиками, рекламными носителями. А значит, появление новых, креативных и эффективных решений, разрывающий порочный круг недоверия и взаимных претензий.
Однако, станет ли этот прогноз реальностью, зависит от того, насколько все мы, с разных сторон, будем готовы работать на взаимопонимание. А медиатором как раз и могут выступить недавние «мигранты», в чем я им искренне желаю успеха.
Рост компетенций и рост интеграции – вот основные предпосылки грядущей «перезагрузки» рынка, индикатором которой и является кадровая миграция. Мы действительно уже в самое ближайшее время можем стать свидетелями и участниками большого качественного рывка, появления новых решений и возможностей. Но нельзя забывать: что ждет рынок после этой «перезагрузки» – Ренессанс или Средневековье – зависит только от нас.
Готовы ли мы к переменам, вот в чем вопрос?