За год мы прошли три раунда ангельского финансирования: в апреле, августе и в январе. Три бизнес-ангела, которые в нас вложились: из России, Украины и США, получили соответственно доли: 20%, 12%, 20%. Ангел из России проинвестировал в апреле 70 тыс.дол., остальные две суммы не раскрываются.
Кроме инвесторов, в проекте также участвуют топ-менеджеры и сотрудники компании. Опцион есть у всех, кто проработал в компании больше года. Всего в проекте best.ua сегодня работает 23 человека (год назад было 8), не считая временных сотрудников. В апреле 2011 года мы объединились с компанией, выпускающей журнал “the Best” и сейчас развиваем два направления: онлайн и офлайн.
Прямых конкурентов в Украине у нас нет, и за год не появилось, но зато усилилась косвенная конкуренция: например, prom.ua и mapia в 2011 году тоже стали работать с отзывами.
Однако, в целом в рунете конкуренты есть. Продолжают успешно развиваться российские flamp.ru, tulp.ru, tutumba.ru (все они были запущены примерно в одно время с нами). Потенциал рынка огромный – люди ежегодно интересуются отзывами в интрнете все больше и больше. В Украине же мы уверенно занимаем лидирующие позиции. В частности, мы хорошо индексируемся поисковыми системами по запросам, связанным с отзывами, и вообще выбором заведений, например: “отзывы о ресторанах”, “лучшие магазины”, “аптеки киева” и т.д.
Сегодня к нам приходит около 2 тысячи пользователей в день, и динамика положительная: год назад посещаемость составляла 200 чел в сутки. Большинство наших посетителей – это люди, которые целенаправленно ищут отзывы или хотят оставить свой отзыв. Мы не накручиваем трафик, и в ближайшее время самое пристальное внимание будем уделять поисковой оптимизации, чтобы быть ближе к пользователю.
2000 реальных и потенциальных клиентов для ресторанов или салонов красоты, которые готовы потратить деньги и выбирают куда им пойти – это немало. Многие заведения стали нашими подписчиками, причем не только из Киева. Наши клиенты – это и рестораны, и интернет-магазины, и школы, и таможенные агентства, и многие другие компании и заведения. Новые клиенты нужны всем, и отзывы сегодня пишут в интернете обо всех и о каждом. В планах по охвату на ближайший год – полноценная поддержка всех крупнейших городов Украины, более тщательная работа с киевскими заведениями и, к концу 2012 года – выход в Россию. Конечно, год назад мы хотели покорить Украину (и весь рунет) несколько скорее, но оказалось, что интернет-бизнес – это не только быстрый запуск и хорошая идея, а полноценный марафон.
Продажи портала стабильно растут. Будет не совсем корректно сравнивать с прошлым декабрем (т.к. мы тогда только начали продажи), но сравнить с чем-то надо и поэтому если все-таки сравнивать, то продажи в декабре 2011 года превысили продажи в декабре 2010 года более чем на 15000%. Цены за прошедший год мы поднимали 3 раза и, если год назад расширенная подписка на нашем сайте стоила 150 гривен в месяц, то сейчас – уже 400 гривен.
В приоритетах развития портала – повышение удобства пользования сайтом и наполнение актуальной и интересной информацией. Совместно с компанией UsabilityLab, начато масштабное юзабилити-тестирование. За прошедший год мы узнали и поняли, что именно интересует наших посетителей, и поэтому мы скоро представим новую, доработанную и улучшенную версию сервиса. Изменения коснутся в первую очередь повышения удобства интерфейса, а также значительно повысится скорость работы всего портала. После внедрения данных изменений, мы приступим к разработке мобильных приложений.
Также, готовится совместный проект с одним из крупнейших туристических порталом Киева. Проект пока в начальной стадии разработки, и мы надеемся, что это будет действительно интересно жителям и гостям Киева. Кроме того, к чемпионату ЕВРО-2012 у нас будет работать английская версия сайта.
Самое главное – за прошедший год была сколочена команда единомышленников. Все люди – опытные и с горящими глазами. Мы верим, что наш проект будет лучшим не только по названию, но и по своей сути. Что очень важно, мы уже получаем положительную обратную реакцию с рынка. Было приятно слышать от наших клиентов, что “отзывы – это новая модная тенденция”, и осознавать, что  мы принимаем самое непосредственное участие в формировании этой тенденции для украинского рынка.