2011 год стал решающим для роста рынка смартфонов, информирует comScore в рамках итогового отчета о состоянии мобильной индустрии. Помимо традиционных смартфонов, рынок мобильных коммуникаций и приложений в 2011 году получил дополнительный стимул для развития за счет интернет-планшетов. Появление последних привело к росту кросс-платформенного потребления различных видов цифрового контента (книги, фильмы, музыка).
В итоговый отчет comScore, содержащий анализ мобильного рынка в 2011 году и прогнозы на 2012 год, вошли данные по США, Соединенному Королевству, Франции, Германии, Италии, Испании и Канаде; а также – общеевропейские и мировые тенденции мобильного интернет-потребления, социальных медиа и рынка смартфонов в 2011 году.
Выросло потребление цифрового медиа-контента за счет смартфонов и пользователей-новаторов
Быстрая адаптация новых линек смартфонов и их возможностей – отличительная черта основных мировых рынков. Почти 42% мобильных абонентов США в 2011 году – это владельцы смартфонов. В ТОП-5 странах Европы 44% пользователей мобильной связи владеют смартфонами. В число основных активностей всех этих людей в 2011 году вошли мобильный веб-серфинг, использование приложений и скачивание различного контента. Последнее составило до 50% всех услуг мобильного интернет-доступа на основных рынках (благодаря развитию мобильного ШПД и доступности WiFi в общественных местах, кафе, аэропортах).
Усилилось противостояние Android и Apple на большинстве рынков
Основными антагонистами 2011 года в мире мобильных ОС стали Google Android и Apple iOS, вытеснив остальные платформы на второй план. Как в Штатах, так и в Европе Android продемонстрировал впечатляющие показатели роста. В Европе данная мобильная ОС сумела потеснить привычного лидера Symbian. Но гонка лидеров пока далека от завершения. В Канаде продолжает удерживать высокие позиции на потребительском рынке компания RIM, с ней конкурирует Apple со своей iOS. Кроме того, на рынок в 2011 – 2012 гг. выходит Microsoft: ожидания аналитиков связаны с партнерством данной компании с финской Nokia и запуском нового интерфейса для мобильных устройств на базе WP7 / Windows 8.
Вырос рынок мобильных приложений
По мере освоения смартфонов и расширения ЦА данных устройств, выросли вложения в мобильные приложения. В 2011 году как в США, так и в ведущей пятерке стран ЕС, наблюдался рост использования мобильных приложений, которые начали конкурировать не столько между собой, сколько с традиционными версиями мобильных браузеров. Наиболее быстро растущими на Западе стали приложения на тему онлайн-ритейла, здоровья, электронных платежей и онлайн-аукционов.
“Смарт-шоппинг” как тенденция года
Почти половина жителей США использовали смартфон в магазине / супермаркете во время совершения покупок как для онлайн-, так и для оффлайн-шоппинга, просмотра обзоров товаров и услуг. К концу 2011 года каждый пятый смартфон использовался для сканирования баркодов и QR-кодов, а каждый восьмой – для сравнения цен на товары в магазинах при покупках в супермаркете. При этом мужчины и женщины по разному пользуются возможностями m-commerce. Женщины предпочитают делиться опытом шоппинга при помощи смартфонов, а вот мужчины – наоборот, искать информацию о товарах и продуктах.
Основной трудностью и одновременно задачей для ритейлеров в 2011 году стало понимание и анализ того, как их ЦА использует мобильные устройства для совершения покупок, и как пользовательский онлайн-интерес можно конвертировать в оффлайн-продажи.
Бурный рост соцмедиа за счет интерактивного взаимодействия с данными сервисами “на ходу” при помощи смартфонов
Возможность подключения к высокоскоростному беспроводному интернету (3G / 4G / WiFi) и рост числа смартфонов привели к тому, что увеличилось число пользователей соцмедиа, которые “сидят” в соцсетях исключительно при помощи смартфонов.
64,2 млн человек в США и еще 48,4 млн в странах ЕС использовали смартфон для доступа к соцсетям и блогам хотя бы раз по итогам декабря 2011 года. Почти половина всех этих пользователей ежедневно выходят в соцсети и блогосферу при помощи своего смартфона. Помимо записей от тех, кого они знают лично, мобильные пользователи активно читают контент и сообщения от брендов, организаций и оргкомитетов различных мероприятий (таких что в США, что в ТОП-5 странах ЕС насчитывается почти половина из всех мобильных интернет-пользователей).
Также в 2011 году выросла роль геолокационных сервисов и связанных с ними информационных и рекламных возможностей.
Рост кросс-платформенных медиа и потребление онлайн медиа-контента “на ходу”
Быстро вырос рынок интернет-планшетов: меньше чем за 2 года только в США насчитывается порядка 40 млн таких устройств, и они уже начали вытеснять смартфоны (которым для достижения аналогичного показателя понадобилось там почти 7 лет). К концу 2011 году почти 15% мобильных пользователей в Штатах в дополнение к смартфону приобрели интернет-планшет.
Сочетание функциональности и технологических возможностей данных гаджетов виедет к тому, что интернет-планшеты становятся “четвертым экраном”, который постоянно используется в фоновом режиме. При этом очень часто как смартфоны, так и интернет-планшеты используются для просмотра одного и того же контента; однако пик их использования приходится на разное время суток. Эту тенденцию придется учитывать издателям цифрового контента и рекламодателям в 2012 году.
Полный текст исследования и основные показатели рынков представлены ниже:
Напомним, ранее редакция AIN.UA опубликовалa итоги года по результатам исследования от Nielsen.