Последним событием, побудившим меня высказаться о гарантиях в SMM, стало письмо, полученное от одного из потенциальных клиентов, который попросил гарантии по трем пунктам:
- Прирост «лайков» страницы в Facebook.
- Прирост комментариев к каждому посту на стене страницы в Facebook.
- Конверсию – количество покупок, совершенных клиентами из Facebook.
Мы знаем и хорошо понимаем, что для клиента, который платит деньги, важно точно знать, что он получит. Мы обязуемся выполнить и гарантируем все, что можем гарантировать – оформление страниц в социальных сетях, наполнение контентом, количество акций и конкурсов, создание баннеров и мониторинг рекламных кампаний, минимальное количество переходов на страницу/группу/сайт, отчеты, анализ эффективности, разработку и корректировку стратегии. Но, как в примере, описанном выше, некоторым клиентам хочется получить гарантии совершенного иных вещей. Что же делать?
Прогнозирует непрогнозируемое?
Итак, допустим мы ленимся объяснять клиенту, почему гарантии прироста лайков и количества комментариев мешают достижению действительно нужных бизнес-целей в социальных сетях, а попробуем все-таки дать прогноз. Также мы попробуем спрогнозировать и количество конверсий. Может ли у нас что-то получится?
Очень много зависит от самого клиента. Важно, чтобы клиент был заинтересован в создании интегрированной рекламной кампании, чтобы выйти за пределы “просто контента по тематике” и конкурсов за “лайки” и комментарии. Как это выявить на этапе переговоров? Да никак – любые горящие глаза клиента могут упереться в сотню проблем, которые сведут любую инициативу агентства на «нет».
Очень многое зависит и от тематики проекта клиента. Но, в любом случае, конверсия (в нашем случае – процент «лайков» в соотношении к количеству переходов), чаще всего, составляет от 0,1% до 3%. При очень хорошей целевой странице – 4-5%. Однако эти проценты – средняя температура по больнице.
В итоге, да, мы можем попробовать спланировать необходимые показатели минимально и скорректировать их спустя 1 месяц работы, однако гарантировать их мы не будем. Не только потому, что это невозможно, но и потому, что это неправильно – зачем способствовать оценке клиентом SMM работ по неправильным метрикам?
И вроде бы все вышенаписанное – это слова Кэпа, но… Рассматриваемый в нашем примере клиент (как и ряд других клиентов прежде) сообщил в итоге, что другие компании запросто гарантируют нужные ему показатели. Иногда и за меньшие деньги. Вопрос: неужели все так действительно печально и компании из SMM-отрасли не брезгуют серыми методами?
Кто дает гарантии на лайки?
Короче говоря, мы решили провести небольшое исследование, спросив про гарантии несколько известных SMM-агентств Украины. Для чистоты эксперимента, мы представлялись клиентом и требовали 100%-е гарантии. И, чтобы никого не обидеть, ответы студий мы приведем без указания авторства.
Ответ №1
Ответ №2
Ответ №3
Ответ №4
Ответ №5
Ответ №6
Вывод, который можно сделать, проанализировав ответы, напрашивается сам: кроме студии, выступавшей под кодовым названием “Ответ №3”, которая явно либо приводит на страницу клиента «ботов», либо, банально, кидает на деньги, остальные отвечают честно – гарантировать здесь ничего нельзя.
Но, кто-то же эти гарантии дает. И мы решили продолжить микро-исследование и уже обратились в не столь популярные компании. В результате мы получили гораздо больше согласий со стороны студий работать, гарантируя нам лайки, комментарии, конверсии.
При внимательном изучении клиентов этих агентств были сделаны следующие выводы:
1. Гарантированные «лайки» и комментарии будут «набиты» ботами и куплены через различные биржи, которых сейчас достаточное количество. Итог: красивые цифры и нулевая эффективность. Если вам нужно просто «больше лайков, чем у конкурента» – смело соглашайтесь на такой вариант.
2. Вас банально попытаются надуть, не выполнив гарантии и не вернув заплаченные деньги – в договоре для этого все будет подготовлено.
3. Бюджет будет раздут непомерно: туда будут включены все мыслимые и немыслимые риски, которые берет на себя студия, соглашаясь предоставить гарантии. В таком случае, скорее всего, стоимость одного настоящего подписчика страницы будет превышать прибыль от продаж, которую этот человек принесет вам в будущем.
Десятки подобных агентств, которые берут в работу В2В-проекты компаний, производящих некачественные товары, предлагающих некачественные услуги, компаний с новоиспеченными “брендами” (которые таковыми еще не стали) своими импотентскими активностями (вырвалось!) в соцсетях в лучшем случае ничего не приносят, а в худшем – вредят. Вредят репутации клиента и попросту выкачивают деньги.
Благо, SMM в духе “если вам нравится сегодняшняя погода – лайкните этот пост” – уже пройденный этап. Но все-таки инертность, безынициативность и непрофессионализм специалистов этой (да и не только) сферы – главная проблема. Многие говорят о том, что клиент чего-то не знает или не понимает, боится рисковать и не хочет переплачивать – это все верно, но это лишь вторая сторона медали.
Клиентам
В целом, хочется, возможно, в очередной раз, прокричать клиентам, чтобы они перестали гнаться за “лайками”, перестали требовать гарантий там, где данные гарантии сработают в минус, и наконец не давали возможности существовать на этом небольшом SMM-рынке агентствам, которые не собираются работать, но собираются зарабатывать.