Разработка стартапа сама по себе является непростой задачей. Но выбор имени для будущей компании способен определить как неудачи, так и успехи. Из собственного опытка разработчики стартапа NameLayer извлекли ряд ценных уроков, которые изложили отдельной публикацией; редакция AIN.UA рада предложить ее вашему вниманию.
Весь наш опыт может послужить полезным практическим руководством в выборе названия для будущего веб-проекта. Всё, что мы сами обнаружили и проверили на практике, можно условно разделить на три части: “Чем вам повредит плохой выбор названия”; “Как выбрать имя” и “Примеры удачных и неудачных названий”. Пожалуй, начнем.
Чем вам повредит неудачный выбор названия
Примечание: Если вас нет нужды убеждать в том, что неудачное название играет фатальную роль для будущей “жизни” проекта, смело можете переходить к следующей части нашего практического руководства.
Почти каждый неудачный выбор имени для проекта / компании начинается с нескольких базовых однотипных ошибок, стереотипов и заблуждений. Вы легко можете узнать себя или своих коллег, просто прочитав перечень этих стереотипов насчет названия стартапов:
- Mobile: “Это же мобильное приложение, mobile. Кому какая разница, какое у этого приложения отдельное имя?! Если люди смогут легко запомнить и опознать иконку нашего приложения на экране, мы добьемся успеха. Это же мобильный веб, это mobile, детка! Революция наступает!”
- Готовность согласиться с чем угодно: “Да нет нормальных имен, их дефицит. И вообще – потребители уже привыкли к этим дурацким “вебдванольным” названиям. Им на это наплевать, а главное – это качество продукта.”
- Поведение относительно доменных имен и политики защиты авторских прав: “Я только 1 домен зарегистрирую, и не собираюсь тратиться на скупку кучи доменов, и вообще – киберсквоттеры просто конченые пираты, я им ни цента не буду переплачивать своими кровными, чтобы домены, связанные с моим проектом по созвучию, остались за мной.”
- Усталость и дефицит идей: “Честно сказать, у меня уже нет идей. Я вот тут думаю, что нашел одну, и она покатит идеально. И потому к этому названию, пожалуй, добавим префикс ‘get’ или ‘try’, поставим временный домен для проекта. А вот потом, когда мы будем крутыми, вырастем и возьмем 2 раунда у фондов, мы купим крутой официальный домен.
- Недальновидность: “Ты сейчас о чем вообще говоришь? У нашего названия глубинный смысл вообще. Ну и что, что некрасивое?! У него такая история в команде, столько связно с ним. Да оно вообще нас представляет миру!”
- Неумение ставить приоритеты: “Я сейчас работаю над развитием бизнеса, у которого куча задач поважнее будут, чем какое-то название. Больше 2 встреч на обмусоливание этого вопроса тратить не будем: забудьте даже.”
- Наивность: “Чуваки, да я же креативен, я влегкую сейчас название придумаю, оно станет вирусным. Я вообще компании видал с именами вроде Zobonko и Furtzii – а я-то уж куда круче могу придумать, чем “Зобонко” какое-то!”
- Неспособность перестать топтаться на одном месте: “Честно, мы уже вечность брейнштормим, и ничегошеньки не можем найти, чтобы всем нам понравилось.”
Все эти отговорки и стереотипы могут чуть-чуть отличаться, но в целом все они присущи разработчикам новых проектов и всё это – просто отговорки. Предприниматели, которые склонны ими злоупотреблять, рискуют сознательно или неосознанно подать один из следующих сигналов своим инвесторам или первым пользователям:
- У нас дефицит самоидентификации: Компания не осознает, что название, выбранное для проекта, слишком дурацкое, чтобы быть окончательным названием. Нет четкой взаимосвязи между компанией и ее текущим названием. Не собраны даже како-то мало-мальский фидбек (а о чем тогда еще они забыли узнать, запуская проект, если даже не изучили реакцию аудитории на свое название?)
- Мы мало уделяем внимания деталям: Процесс нейминга никто в этой компании серьезно не воспринял (а будут ли тогда серьезно относиться к выбору названий для продуктов и приложений, которые будет создавать компания? А будет ли серьезное отношение к маркетингу, к бренду, к стратегии развития, к дизайну продуктов?)
- У нас – дефицит сфокусированности на целях: Не хватило настойчивости и сфокусированности на выбор хорошего имени, на оформление домена по хорошей цене. Так может, не хватит настойчивости и сфокусированности и для решения других бизнес-задач?
Среднестатистическое название об этом не говорит, но зато явно плохое и неуклюжее буквально “орет” во весь голос о проблемах в компании. Никто вот не посмотрит на Zobonkii.com и не подумает: “О, какие творческие люди, как необычно назвали проект”. нет, в реальности любой человек, имеющий отношение к ИТ, подумает: “Дожили… Еще один непонятный банальный стартап, который заигрывает с трендами социальных медиа.” Никогда не стоит недооценивать многообразие выбора у потребителей. Выбор в вашу пользу может начаться с имени проекта, которое будут вбивать в поисковик, набирать на клавиатуре смартфона или кликать по нему в социальной сети. Каждый день. И не забывайте: название вашей компании / вашего проекта – это второе слово после слова “Мы”, которое вы будете произносить в рамках питчей, краш-тестов и баркемпов.
Вы можете подумать: “Чувак, да сколько можно болтать о высоких материях, я же просто пишу на JavaScript / делаю настольное ПО / мобильное приложение.” Именно потому, что вы просто “делаете приложение”, не значит, что вам не надо обзавестись приличным доменным именем и назвать свой проект как-то по-нормальному.
До того, как вдаваться в подробности, мы уже упоминали такую очень популярную отговорку, как “…вот когда мы станем крупной компанией, тогда купим классный домен и сменим название”.
В таком поведении есть целый ряд слабых мест. В самом таком подходе заключен довольно уродливый по своей сути парадокс: как только потребители узнают вас получше, вы сможете заработать больше денег, чтобы обзавестись другим доменом и названием для компании, но владелец домена, который совпадает с вашим новым официальным названием, тоже узнает о том, что вы выросли. Угадайте что он сделает? Правильно: он затребует с вас больше денег за домен, чем пришлось бы заплатить год назад, когда о вас никто ни сном ни духом не знал. И знаете почему? Ему нечего терять: если вы не выкупите этот домен, то так и будете дальше жить и работать “в тени” киберсквоттера или просто случайного несговорчивого владельца “вашего” доменного имени.
Чем выбор в пользу нескладного названия хуже правильного имени с самого начала:
- Недостаточность обратной связи: Будьте готовы к тому, что письма будут теряться (потому что и будут отправлять на “официальный” домен, а он-то – не ваш).
- Фрустрация как фактор влияния: Ничто так не бесит покупателя, чем когда вместо интуитивного, “на слух” набора вашего адреса приходится специально рыскать по сайтам. в итоге – покупатель ваш сайт найдет, но придет туда, уже еле сдерживая досаду.
- Раздражение: Каждый раз, разговаривая о своем проекте с потенциальным инвестором или коллегами “по цеху”, вы будете сталкиваться с тем, что вас спрашивают: “Ну, как продвигаются дела в переговорах с владельцем вашего доменного имени?” Домен совпадает с торговой маркой или вашим названием – но он не ваш; и вас это и без того раздражает, а тут еще и напоминают что ни день. И вы начинаете выглядеть как человек, чья компания даже такую простую проблему, как приобретение домена, не в состоянии решить.
- Неэффективность: Толку от ваших маркетинговых кампаний будет не очень много, потому что аудитория постоянно будет путать ваше текущее и “будущее” доменное имя + см. пункты, которые мы перечислили выше. Помните, что любой человек в своем сознании ищет зацепку, символ, ассоциацию, которая связывает с продуктом, услугой или брендом. Ваше имя и станет такой зацепкой (ну либо его отсутствие, если вы никак не решите проблему с неймингом).
Скупать домены придется, если не хотите, чтобы аудитория постоянно путалась и “размывалась” между вашим “настоящим” проектом и временными вариантами либо вариантами от киберсквоттеров. Само собой, что в свое время Box.net купили Box.com, Flickr.com купили Flicker.com, а GetDropBox.com купил DropBox.com. И денег это стоило немалых.
Да, эти компании преуспели сначала с весьма посредственными именами, но они – исключение из правил. У них был уникальный продукт, не факт, что он будет у вас. Поэтому потратьте пару дней на поиск и регистрацию стоящего имени.
Продолжение следует…