Из-за не совсем удачного выхода на биржу социальной сети Facebook стартапам на ранней стадии станет сложнее привлекать средства. Пол Грэм (Paul Graham) сооснователь известного стартап-инкубатора Y Combinator в письме к компаниям из портфолио инкубатора рассказал, что нужно делать интернет-предпринимателям, чтобы смягчить этот эффект.
Он написал о том, как во время обеда один из инвесторов высказал предположение: неудачное IPO сети Facebook ударит по рынку финансирования стартапов на ранних стадиях. «Что это означает для вас? Если новые стартапы будут привлекать средства на худших условиях, чем несколькими месяцами ранее, это еще не конец мира, – пишет Грэм, – Меня волнует то, что, во-первых, станет труднее привлекать средства, независимо от цены и, во-вторых, что компании, ранее привлекшие средства при высокой оценке, сейчас могут столкнуться с ее понижением при привлечении средств (down round), и это может им навредить».
Известный эксперт дает предпринимателям несколько советов, как минимизировать этот потенциально негативный эффект:
- Если вы еще не привлекали средства, понизьте свои ожидания, предпринимателям стоит быть более гибкими в оценке своей компании и в оценке суммы, которая требуется. «Сначала выясните у инвесторов, готовы ли они инвестировать вообще, а затем обсудите цену», – пишет эксперт.
- Если вы уже привлекли средства при высокой капитализации на условиях конвертируемой ноты, следующий раунд может пройти ниже капитализации вашей компании, и станет видна разница между оценкой компании в ноте и реальной оценкой. «Не думаю, что это проблема, разве что на фоне предыдущего раунда с высокой оценкой этот может показаться вашим потенциальным инвесторам «down round». Если это создаст трудности, лучше вообще не подчеркивать сумму предыдущего раунда в переговоре с инвесторами», – пишет Грэм.
- Если компания привлекла средства при высокой оценке, возможно, ей понадобятся средства, которые она сможет получить, только понизив оценку. Такое привлечение очень плохо влияет на инвестиционные перспективы, отмечает эксперт: «Из-за этого вы будете казаться, а возможно, и ощущать себя «подержанным товаром».
- Лучшее решение, отмечает Грэм, – вообще не нуждаться в привлечении средств. Чем меньше вам нужны средства, тем большему количеству инвесторов вы понравитесь. «Я часто говорю стартапам после финансирования, что им нужно вести себя так, как будто это последнее, что им нужно», – пишет эксперт.
Нельзя подражать стартапам, построенным на «легких деньгах», которые быстро тратят привлеченные средства и не думают о прибыльности, отмечает он.
Напомним, основатель соцсети ВКонтакте Павел Дуров объявил о том, что IPO сети отложено из-за того, что после IPO Facebook некоторые инвесторы разочаровались в социальных сетях.
Facebook вышел на биржу 18 мая этого года. Некоторые инвесторы остались недовольны выходом и даже подали иск против Nasdaq OMX Group Inc.