Известный американский венчурный фонд Sequoia Capital, который вкладывался в Google, YouTube, PayPal, Meebo (недавно куплена Google за $100 млн), LinkedIn и Zappos, опубликовал правила составления бизнес-плана для предпринимателей – такого, чтобы он привлек внимание фонда.
«Мы были бы очень рады узнать о вашем бизнесе и рассмотреть возможность венчурного инвестирования. К нам просто достучаться. Пишите на электронную почту или звоните», – говорят в фонде. Но чтобы компания заинтересовала такой именитый фонд, бизнес-план нужно писать, соблюдая некоторые инструкции. Редакция AIN.UA подготовила перевод такой инструкции от Sequoia Capital.
Компании, подающие заявки в фонд, должны отвечать таким критериям:
- Иметь четкую цель (точное описание бизнеса компании должно умещаться на обратной стороне визитки);
- Быть нацеленной на крупные рынки. Продукты компании должны адресоваться рынкам, которые демонстрируют быстрый рост, быстро меняются. Рынок потенциального объема в 1 млрд простит компании ошибки и позволит дорасти до хорошей маржи;
- Работать для богатых покупателей. Имеются в виду пользователи, которые готовы будут заплатить премиум-цену за уникальное предложение;
- Работать сфокусированно. Пользователи будут платить только за простые продукты, с исключительными преимуществами;
- Выбрать и работать над одним продуктом, который будет решать для пользователей неотложную проблему (т.н. Pain Killer, «болеутоляющее»);
- Постоянно спорить с общепринятой мудростью, предлагать инновационные решения, уметь думать быстрее конкурентов;
- Иметь хорошую команду из специалистов, лучших в своих сферах. «Инвестора класса А привлечет только команда класса А»;
- Быть скрытными, действовать быстро – это поможет перегнать крупные компании;
- Начинать с небольших денег. Это укрепляет дисциплину и фокусировку на продукте.
Правила написания бизнес-плана
- Презентовать как можно больше информации как можно меньшим количеством текста. 15-20 слайдов – вполне достаточно для презентации (ниже поданы обязательные пункты);
- Выразить цель компании/бизнеса в одном описательном предложении;
- Описать проблему, с которой сталкивается пользователь, как он на нее реагирует и как решает на данный момент;
- Продемонстрировать преимущества своего продукта, указать, где продукт находится физически (Show where your product physically sits), привести примеры кейсов;
- Показать эволюцию продуктовой категории, к которой принадлежит решение компании, обозначить последние тенденции, которые привели к созданию продукта;
- Описать категорию потенциальных пользователей, вычислить максимум доступного рынка (TAM), минимум рынка, обслуживаемого компанией (SAM) и свою долю на рынке (SOM);
- Перечислить конкурентов и свои конкурентные преимущества;
- Описать продукт (форм-фактор, характеристики, архитектуру, кому принадлежат авторские права), дать план развития продукта;
- Описать бизнес-модель (модель получения дохода, цены, средний счет, срок использования, модель продажи/дистрибьюции, список покупателей/дистрибьюторов;
- Рассказать о команде (фаундерах и руководителях, наблюдательном и консультативном совете);
- Раскрыть финансовые показатели работы (отчет о прибылях и убытках, баланс, оборотные средства, таблица капитализации, условия сделки).