Если раньше большинство фильмов в интернете можно было посмотреть через преимущественно пиратские файлообменники либо скачав с торрентов, то сегодня ситуация изменилась. У украинского зрителя появился выбор и возможность потреблять качественный и лицензионный продукт. Сегодня в гостях у AIN.UA СЕО первого украинского онлайн-кинотеатра MEGOGO.net, Владимир Боровик. В интервью нашему изданию он рассказал о том, как устроен рынок легального онлайн-видео и поделился первыми результатами работы своего сервиса.
С момента запуска Megogo прошло уже полгода. Какие первые результаты работы?
Мы приблизились к 5 млн уникальных пользователей в месяц. 50% наших зрителей это Украина. 25% – Россия и еще 25% – другие страны бывшего СССР. Уже сейчас мы превзошли наши ожидания по всем направлениям бизнеса. К примеру, ранее мы рассчитывали на 2 млн уникальных пользователей ежемесячно к концу 2012 год, а теперь считаем цифру в 10 млн в месяц вполне достижимой. (улыбается).
Много усилий тратим на качество трансляции. Это один из приоритетов развития бизнеса. Уже сейчас установлены кеширующие сервера в Москве, Вильнюсе, Риге, Минске и Алма-Ате. В планах – еще увеличить количество серверов в несколько раз.
За это время мы сделали наш сервис мультиплатформенным – доступным на различных устройствах – iPhone/iPad, телевизорах LG и Samsung, медиаплеерах Dune HD. Кроме того, с недавних пор пользователи имеют возможность размещать наши фильмы на других сайтах, используя наш плеер.
Да, проект – сложный. Одновременно нужно развивать сразу несколько направлений. Так, необходимо своевременно купить права, донести поток в высоком качестве, привлечь много пользователей, продать рекламу. С чем вполне справляемся.
Какая у вас сейчас бизнес-модель?
Бизнес модель состоит из трех частей. Первая, на которую мы сейчас больше всего ориентированы, это бесплатные для пользователя показы с заработком на рекламных роликах. Вторая – оплата за просмотр конкретного фильма. И третья – подписка на сервис, ее мы планируем внедрить уже в скором времени.
Сколько сейчас людей пользуются транзакционной моделью, т.е. платят за доступ к контенту?
Большинство пользуется рекламной моделью. Но так и должно быть. Поверьте, мы адекватно оцениваем ситуацию.
Но всегда есть люди, которым удобно посмотреть фильм без рекламы или тщательного поиска где-то в интернете, оплатив небольшую сумму.
Сейчас тех, кто платит – несколько тысяч в месяц. Бывает десятки тысяч. И их количество неуклонно растет.
К тому же, на Megogo.net лишь незначительная часть контента платная. Мы стараемся, как можно большее количество прав покупать на «рекламную модель». Именно ее считаем наиболее актуальной сегодня.
Получается, что получив права на контент, вы не можете полностью решать, как им распорядится – брать деньги за доступ либо показывать рекламу?
Покупка легального контента – сложная сфера. Права покупаются на тип трансляции – прокат, телевизионную, интернет. Кроме того, отдельно на «рекламную модель», отдельно на «транзакционную» и, соответственно, отдельно на «подписную». Также, отдельно на разные территории распространения. Мы ведь представлены в 15 странах. И в каждом случае могут быть совершенно разные условия.
Так, мы провели сотни встреч с различными правообладателями. Регулярно присутствуем на ключевых ярмарках (выставках) контента. Общаемся с коллегами по рынку. Пока нет единого стандартного подхода. На данный момент в большей степени все решает правообладатель.
Насколько быстро к вам попадают свежие фильмы?
На рынке прав сложились определенные правила появления контента в различных источниках. Сначала фильм попадает в прокат. И это очень значимый для любого правообладателя источник дохода. Как правило, пока фильм в прокате – другие типы прав не продаются. После этого – обычно через 2-6 месяцев – фильмы появляются на DVD. И с момента релиза на DVD можно говорить о том, что могут быть куплены права на трансляцию в интернете.
Сколько обычно стоят права?
Опять же, по-разному. Смотря на что? Когда? И зачем? Могу уверенно сказать, что к настоящему времени мы потратили миллионы долларов на контент и это, разумеется, не предел.
Говорят, что за вашим проектом стоят те же люди, которым принадлежит EX.UA. Это правда?
Уверяю, что нет. Поверьте, вы не первый от кого я это услышал!
Кому тогда принадлежит проект?
Мы считаем, что за нас должен говорить продукт, а не состав акционеров, поэтому на данный момент нет смысла об этом заявлять.
Поговорим про конкуренцию. Новый онлайн-кинотеатр OLL.TV хорошо раскрутился, получив эксклюзивные права на трансляцию Евро-2012. У вас же футбола нет…
(улыбается). Смотрите. Я позитивно отношусь к конкуренции. Она позволяет делать свое дело еще лучше.
Все онлайн-кинотеатры всегда в поиске интересных продуктов. И трансляция чемпионата Евро 2012 – одна из таких возможностей, не более. Это не нечто экстраординарное.
Чтоб вы понимали, мы активно работаем в России. Вот там конкуренция. У нас в Украине только запустился второй онлайн-кинотеатр, на старте мы были первыми в 14 странах. Но в России уже работает более десятка таких проектов. Вот это челлендж. (смеется). Наверное, поэтому к новому украинскому конкуренту от СКМ мы относимся спокойно.
Когда вы говорите о конкуренции, речь идет о пользователях или рекламных бюджетах?
И о том, и о том. Рекламодатели уже готовы к такой рекламе. И в России, и в Украине. Динамика роста рынка видео-рекламы очень впечатляющая.
А если говорить об онлайн-кинотеатрах в целом, то ваш основной конкурент это торренты и файлообменники или традиционные оффлайн-кинотеатры?
В моем понимании мы вообще не являемся конкурентами кинотеатрам. Поход в кино – это совершенно другой вид развлечений. С друзьями, прогулкой, попкорном и т.п.
Нашими соперниками относительно следует считать все основные способы досуга в интернете. Мы скорее инструмент приятного времяпровождения, чем просто – просмотр видео.