В связи с интернет-активностью силовых органов в начале этого года эксперты говорили о возможном оттоке клиентов украинских доменных регистраторов. Как события начала года сказались на украинских доменах и чем сейчас живет этот рынок, AIN.UA рассказывали Павел Блоцкий (Imena.ua), Александр Лобода (Ukrnames) и Андрей Хветкевич (NIC.UA). Эксперты отвечали на вопросы:
- Растет ли украинский рынок доменов? Как изменилось число регистраций за первое полугодие по сравнению с прошлым годом?
- Как Вы считаете, сказался ли на украинских доменах прессинг силовых органов?
- Пользуются ли спросом новые возможности доменов (апострофы, кириллица и т.п.)?
- Какие насущные проблемы сейчас стоят перед украинским доменным рынком (whois accuracy, общие правила .UA, киберсквоттинг)?
Павел Блоцкий, директор компании Imena.UA
Украинский рынок доменов растет. Число регистраций по сравнению с прошлым годом почти не изменилось, оно выросло примерно на 5-6%.
Прессинг силовых органов сказывается в первую очередь на деловой активности в стране, а это уже в свою очередь влияет на спрос на украинские домены.
Новые возможности (апострофы, кириллица и т.п.) особым спросом не пользуются, поскольку полукириллические домены неудобны в использовании, а апостроф большинство пользователей вообще не могут набрать с клавиатуры.
Среди насущных проблем я бы назвал:
- Отсутствие единых юридически корректных правил, единых процедурных и технических стандартов и контроля за их выполнением;
- Непрозрачная и непонятная система подчинения и полномочий;
- Отсутствие какой-либо стратегии развития национального домена.
Большинство других проблем являются следствием вышеперечисленного. Сейчас национальный домен существует по принципу «как есть так и будет», развитие пущено на самотёк. Решение системных проблем подменяется косметическими улучшениями и PR-мероприятиями наподобие ввода никому не нужной кириллицы в латинские домены второго уровня, апострофа, торжественные запуски DNSSEC (который ровным счетом ничего не дает украинским пользователям) и пафосные конференции по IPv6 (что к доменной системе имеет вообще опосредованное отношение).
Александр Лобода, глава компании Ukrnames
Если говорить о рынке в целом, я считаю, что он растет естественным путем. По мере того, как интернет входит в быт украинцев – растет потребность в новых адресах для сайтов. Но никаких специальных мер, направленных на развитие рынка уже давно не предпринимается. Роль дирижера в жизни домена должен выполнять администратор, как это делают многие ведущие администраторы TLD, которые значительную часть своей прибыли тратят на маркетинг, продвижение и популяризацию своих доменов. Закрытость домена .UA также не способствует росту.
Прессинг силовых органов не является массовым явлением на украинском рынке доменов, однако общая атмосфера и сама потенциальная возможность такого прессинга подталкивает регистрантов к тому, чтобы держать свои домены у зарубежных регистраторов. Интернет по своей сути находится на пике процессов глобализации, ужесточение или усложнение процедур в каком-либо локальном месте всего лишь приводит к
перераспределению ресурсов в направлении остального мира. Недавно мы проводили анонимный опрос среди наших клиентов. Один из ответов был следующего содержания: «Вывел все ценные проекты зарубеж, и оформил на родственников зарубежом. Остались мелкие личные. Держать ресурсы в эксСССР, а тем более у нас, стало опасно. К вам претензий нет, наоборот, самые теплые отзывы и наилучшие пожелания.
Удачи вам!». Так что есть над чем подумать.
Кириллица в доменных именах доступна уже много лет и стабильно востребована среди клиентов. Стабильность спроса показывает то, что это не просто популярная фишка, которая интересна, пока нова и на слуху, а действительно используемая клиентами возможность. Апостроф в именах доменов особого интереса у клиентов не вызвал.
Начиная с организационных, заканчивая техническими – нерешенных вопросов в домене .UA действительно много.Чтобы домен работал в ногу со временем, на мой взгляд, требуется провести ряд административных новшеств. Прежде всего, со стороны администратора домена должен быть ответственный подход к определению статуса регистратора. Тогда рынок будет крепче, и не будет проблем с пропавшими регистраторами. В конечном счете от этого страдают только клиенты. Во вторых, работа администраторов региональных доменов часто не укладывается ни в какие рамки.
Сами правила регистрации домена .UA уже давно не эффективны и только сдерживают рост украинского интернет-пространства, вынуждая множество полезных ресурсов пользоваться третьим уровнем (.COM.UA и пр.) либо зарубежными интернет-адресами. Еще одна острая проблема — это отсутствие эффективной политики решения доменных споров. Технические неудобства и сложности я не хотел бы описывать, о них и так уже много сказано и для тех, кто ежедневно с ними сталкивается — это давно не секрет.
Что касается whois accuracy, это общая проблема для многих доменов. Каждый администратор решает ее по-своему. Есть множество наработок, которые у нас никак не применяются. В итоге, мы, сегодня, имеем хаотично заполенный whois, множество доменов с данными регистратора (не клиента). Ко всему прочему, некоторые администраторы пытаются выполнить закон о защите персональных данных, скрывая не актуализированные данные у доменов. В случае, если регистратор пропадает — их клиентам вообще не понятно, как доказать свои права на домен.