Вице-президент по международным операциям компании Evernote Дмитрий Ставицкий приехал на технологическую конференцию IDCEE в Киев, чтобы поделиться опытом выхода на глобальные рынки сервиса сохранения, синхронизации и поиска заметок. Редакция AIN.UA предлагает вам ознакомиться с наиболее интересными тезисами доклада об успехе экспансии Evernote, из которого вы узнаете, что для сервиса значит аудитория, почему важна локализация и какой маркетинговой стратегии стоит придерживаться.  

Почему компании выходят на глобальные рынки? Этому есть 4 причины: пользователи, талантливые сотрудники, партнеры и капитал. У сервиса Evernote есть сильные русские корни. Изначально, мы запустили бизнес в Калифорнии, но нашим первым институциональным инвестором был инвестиционный банк “Тройка Диалог”.

Что означает, быть глобальной компанией? Ранее этот термин означал  выход на глобальные рынки и продажа продукта всему миру. Мы смотрим на это иначе. Для нас быть глобальной компанией, значит строить свой продукт глобально.

Evernote был запущен в 2008 году. На данный момент наша аудитория составляет 40 млн человек. У компании открыты офисы в 7 странах мира, маркетинговые кампании запущены в 16 странах за пределами США. Сервис переведен на 19 языков, а над работой и поддержкой платформы трудятся более 10 тыс разработчиков.

Пользователи

Около 1/3 нашей аудитории находится в США. Когда мы стали глобальной компанией, то утроили количество пользователей. Более половины пользователей Evernote являются жителями развитых стран. С самого начала мы знали, что 95% аудитории будут составлять люди, которые живут за пределами США. Именно поэтому, мы начали экспансию раньше многих калифорнийских компаний. Наибольшего успеха нам удалось достичь в Японии, в которой количество локальных партнеров Evernote превышает количество партнеров в США.

Мы планируем повторить японский успех в Китае. В этой стране нам пришлось клонировать собственный сервис и дать ему локальное название Yinxiang Biji. Когда мы начали планировать выход на японский рынок, общались с людьми и консультировались с экспертами. Нам посоветовали кардинально все изменить, ориентируясь на культуру страны. Мы перевели сервис на японский, но ничего не изменили. То же самое произошло в Китае. Evernote везде одинаковый. Локальные партнеры помогают нам осуществлять локализацию. Локализация и перевод – обязательный момент. Мы пользовались услугами как платных переводчиков, так и фрилансеров. Мы создали специальную систему для локализации, с помощью которой люди со всего мира могли поучаствовать в переводе. Нам очень помог краудсорсинг. Качество перевода фрилансеров порой не отличалось от качества перевода переводчиков, которые получали деньги за свою работу.

Хостинг

Evernote – это облачный сервис. Поэтому, хостинг является важным аспектом, ведь мы обслуживаем пользователей от Китая до Калифорнии. Наше приложение хранит копии локальных данных, которые могут быть переданы в другую страну. В Китае мы открыли собственный центр обработки. Мы пошли на этот шаг, потому что китайский интернет является более структурированным и регулированным.

Поддержка

Поддержка на локальном уровне очень важна. Если бы могли, предоставили бы локальную поддерку на каждом языке, который интегрирован в Evernote. Но это экономически невыгодно. Именно поэтому, запуская локальную поддержку, мы ориентируемся на объем аудитории в той или иной стране.

Платежи

Сервис Evernote работает на моделе фримиум. Большинство сервисов являются бесплатными. Тем не менее, есть небольшое количество платных функций, с помощью которых мы зарабатываем. Сейчас мы занимаемся тестированием модели оплаты в локальной валюте. Собственная разработка стоит дорого, поэтому мы решили воспользоваться агрегатором платежей.

Маркетинг

Об Evernote узнают благодаря рекомендациям. Люди, которые пользуются нашим продуктом, в основном любят говорить о нем. Лучшие отзывы мы получаем от пользователей, работает “сарафанное радио”. Наш маркетинг построен на обучении: мы объясняем потенциальному клиенту почему ему стоит попробовать Evernote. Центр нашей маркетинговой кампании – корпоративный блог. Также для продвижения используются социальные сети. Когда мы выходим на другой рынок, пользуемся услугами локальных PR-агентств, которые продвигают наш продукт в СМИ. Это достаточно дешевый и действенный способ рекламы.

Разработчики

Мы построили платформу, которой пользуются миллионы людей, поэтому мы делаем серьезную ставку на разработчиков. Инновации приходит с Украины, а также других стран Восточной Европы.