Партнер EastLabs Эвелин Бучацкий путешествовала по всему миру, жила в США, Франции, Бразилии, Китае, Аргентине, но на данный момент остановила свой выбор на Украине. И пока что уезжать отсюда не планирует.

Более того, с переездом сюда Эвелин фактически начала строить новую карьеру. “Я рада, что решила ехать! И это такая удача, что я решила прервать карьеру и окунуться в волнующий мир стартапов. Так что сейчас я могу сказать спасибо Украине за то, что являюсь участником стартап-экосистемы”, – рассказывает она.

Рассказом о том, как Эвелин переехала в Киев, редакция AIN.UA продолжает серию статей об иностранных специалистах, которые выбрали жизнь и работу в Украине.

Откуда вы приехали в Украину, чем занимались ранее, почему приняли такое решение?

Мое происхождение – довольно эклектично. У меня бразильское гражданство, я училась в США и получила там инженерное образование, работала там около 10 лет в крупной промышленной компании, а затем переехала во Францию, чтобы получить там MBA.

Не могу сказать, что я полностью чужая Украине, поскольку у мужа – одесские корни. Перед тем, как переехать в Киев, мы недолго прожили в Люксембурге. Это был 2006 год и Украина тогда выглядела очень привлекательной, в свете постреволюционных надежд и стремлений в ЕС. Мужу предложили довольно интересную работу в одном из крупных холдингов.

Если честно, поначалу я была настроена очень скептично по отношению к переезду. Украина казалась мне какой-то таинственной изменчивой землей. Так что я сказала мужу, что перееду только если он найдет туристический справочник для Киева. Довольно простое было задание, и уже через неделю такой справочник оказался у меня в руках. Мне страшно было переезжать в страну, языка которой я не знала, и прерывать успешную карьеру. Но я так рада, что решила ехать! И это такая удача, что я решила прервать свою карьеру и окунуться в волнующий мир стартапов. Так что сейчас я могу сказать спасибо Украине за то, что являюсь участником стартап-экосистемы.

Над каким проектом работаете сейчас?

Я вхожу в управленческую команду стартап-акселератора EastLabs, мы инвестируем в команды, способные изменить мир своими интернет-проектами. Эта работа приносит мне много радости. Мы работаем напрямую с командами, помогаем дорасти им до того, чтобы они смогли комфортно общаться с инвесторами со всего мира и строить компании мирового уровня. Это такой волнующий процесс: наблюдать быструю трансформацию новых команд каждые 4 месяца. Мы запустились в январе и с тех пор уже проинвестировали 8 команд. В EastLabs три управляющих партнера: я, Ольга Белькова, Риш Лотликар. У каждого из нас – своя культурная и профессиональная подготовка, что превращает рабочее место в динамичный melting pot (“плавильный котел”, термин, описывающий процесс ассимиляции различных культур в США – ред.).

Были ли какие-то практические сложности, связанные с переездом, как удалось их решить?

Еще бы! Сейчас я с улыбкой вспоминаю свой первый приезд в Киев и поиски жилья. Когда я зашла в первую квартиру, предлагавшуюся в аренду, я чуть не упала в обморок. Все в этом доме выглядело так, как будто здесь не делали ремонт или уборку последние лет 50. Лифт был из тех, которые вы закрываете самостоятельно, и радуйтесь, если удалось добраться на нем вниз. Но в самой квартире все выглядело просто великолепно. Я удивилась, что в стране, где 70 лет подряд жители занимались кооперативами, эти люди позаботились об уникальном интерьере собственной квартиры.

Сложно ли было оформить бумаги для переезда?

Очень непросто получить визу для въезда в Украину, нужно письмо-приглашение (letter of invitation). Такое письмо обычно может составить СEO компании, работающей в Украине. В 2008 году поменялось иммиграционное законодательство, и для всех стало совершенно непонятно, что именно требуется от иностранцев. Особенно трудно пришлось семейным парам, поскольку супругу, как правило, не позволяется оставаться в стране дольше, чем на 3 месяца подряд. В 2009 году я решила больше не иметь дела с такой запутанной системой, и подала на украинский вид на жительство как жена украинского гражданина. Так что сейчас могу жить в Украине без особых сложностей.

Много ли времени занял сам переезд, долго ли привыкали к новому месту, работе, людям?

У меня был опыт проживания во многих странах – от США до Бразилии, от Китая до Аргентины, так что я довольно быстро приспособилась к жизни в Украине. Я быстро переключилась на профессиональные вопросы, была полна энтузиазма по поводу нового карьерного старта в такой бурлящей экономике. И здесь меня ждал наибольший шок. Помню, я раскрыла Kyiv Post – англоязычный журнал для экспатриантов и просматривала вакансии. Там было размещено множество предложений о работе, вроде “Требуется директор”. Отлично! Но когда я прочитала требования к кандидату, я простилась со многими иллюзиями: всем нужны мужчины и до 35 лет!

Я знала, что рынок труда перегрет при 8% роста ВВП и есть нехватка высококвалифицированных руководителей, которые бы могли работать в западных компаниях, желающих быстро расширить операционную деятельность в Украине. Но я не могла за ночь превратиться в мужчину или с помощью машины времени вернуться в то время, когда мне было 20. Что делать в таких ситуациях? Подобно инновационному бизнесу, который столкнулся с проблемой, я решила подойти к своей карьере творчески. Я связалась с теми немногими людьми, которых знала, и быстро нашла работу в стартапе APCT. Как и в любом быстрорастущем проекте, эта работа была чистым адреналином, чего со мной никогда не случалось раньше. И мне понравилось.

Как поменялись ваши затраты/доходы, с тех пор, как вы переехали. Что можете сказать о питании, медицине, инфраструктуре, о качестве жизни в целом?

Доходы сложно сравнивать, поскольку переезд в Украину совпал со сменой должности. Я была инженером, а стала генеральным директором, с этим всегда связан рост дохода, независимо от конкретной страны. Как правило, зарплаты для высококвалифицированных топ-менеджеров  с западным образованием в крупных украинских холдингах такие же или даже выше, чем в других странах, в которых я жила. Но зарплаты остальных специалистов – ниже, чем в США или даже Бразилии. Нужно смотреть на общий пакет вознаграждений. В США, к примеру, работодатели могут предложить опцион на акции или участие в прибыли, что напрямую связано с производительностью сотрудника, и пенсионные сбережения по плану 401K.

В Украине ниже налоги на доход, здесь чаще встречается схема моментального вознаграждения, реже – сложные схемы, подобные описанным выше. Здесь самое важное – наличные, которыми ты можешь распорядиться прямо сейчас, не в будущем.

В общем, продукты здесь намного дороже, чем в США, и где-то такие же по цене, как в Бразилии. В Бразилии это связано с перегретой экономикой, а в Украине – со значительной зависимостью от импорта и соответствующих сборов. Большинство продуктов, которые я закупаю для себя – импортируемые, продаются по премиум-ценам. Но понемногу эта ситуация меняется, поскольку на рынке появляется все больше брендов.

Кстати, отличная возможность для офлайн-бизнеса: производить и доставлять по доступным ценам те сотни видов продуктов, которые здесь не продаются или являются слишком дорогими. Мне самой приходят в голову варианты таких бизнесов. К примеру, я очень люблю органическую пищу, и думаю, большинству украинцев она бы понравилась. Несмотря на сильные сельскохозяйственные традиции, в Украине до сих пор нет стартапа, работающего с производством и доставкой органической еды. Я бы без проблем проинвестировала такое начинание.

Еще, тут дешевле стоимость услуг по уходу за домом, и это прекрасно, поскольку я могу нанимать людей, занимающихся моим хозяйством, и освобождать больше времени на работу в Eastlabs!

Поменялись ли ваши представления об Украине (культура, бизнес-климат) после переезда? Назовите основные отличия в работе и жизни за рубежом и в Киеве?

Мое восприятие Украины очень изменилось за те 5 лет, которые я здесь. И сама Украина очень поменялась за это время. Эйфория времен быстрого роста уже закончилась. Люди и бизнесы более сосредоточены, прагматичны, особенно те, кто пережил мировой финансовый кризис.

В Украине все еще не хватает множества сервисов, продуктов и практик, которые в странах вроде США воспринимаются как должное. Здесь нужно тяжелее и креативнее работать, чтобы добиться результата, будь то на работе или дома. Но и благодаря этому “дефициту” здесь больше шанс на успех. Можно применять свой международный опыт в работе и жизни и наблюдать, к каким потрясающим результатам это приводит.

Что вы можете сказать о бизнес-среде здесь. Много ли препятствий здесь возникает на пути предпринимателя?

Да, их множество. Они зависят от конкретной отрасли, но в общем, можно посмотреть на критерии, перечисленные на doingbusiness.org, где Украина по легкости ведения бизнеса – на 137 месте из 185 стран! Для онлайн-бизнесов трудности начинаются уже на стадии получения инвестиций. Здесь нет законодательной защиты для миноритарных акционеров, нет способа использовать инструменты инвестирования, которые являются обычной практикой в остальных странах. Так что международные инвесторы, как правило, неохотно вкладывают здесь деньги.

С операционной точки зрения, здесь крупнейшие барьеры – это все еще низкое проникновение интернета и смартфонов, неразвитая логистика и неширокое распространение электронных платежей. Но возможности для предпринимателей также есть: когда интернет будет повсеместным, когда будет создана логистическая компания с национальным покрытием и когда люди начнут доверять онлайн-платежам.

Собираетесь ли уезжать из Украины, если да, какая этому причина? Могли бы Вы порекомендовать своим зарубежным коллегам Украину как возможный вариант при построении карьеры?

На данный момент не планирую уезжать отсюда. После множества переездов я научилась планировать ежедневную жизнь в каждой из стран так, как будто я остаюсь здесь навсегда. Так что я стараюсь учить местный язык, чтобы свободно общаться, полностью интегрироваться в общество, строить длительные отношения.

Я бы посоветовала Украину тем, в ком живет предпринимательский дух, и кто сможет увидеть в местном “дефиците” уникальные возможности, которых уже нет на более зрелых рынках. Я жила в богатейшей стране мира – Люксембурге, где все работало безупречно, где улицы смотрелись как Диснейленд с кукольными домиками. И это было скучно. Очень скучно. Там нет ценности, которую можно привнести. А в хаосе развивающихся стран твои идеи, тяжелая работа, знания, опыт, принципиальность, целый багаж умений, могут обеспечить невероятную добавочную ценность.