failВенчурные инвестиции известны своими высокими рисками. Ни один IT-предприниматель и венчурный инвестор до конца не может быть уверен в том, что проект выстрелит. По оценке газеты The Wall Street Journal, три из четырех венчурных инвестиций являются убыточными, а 25% профинансированных проектов и вовсе проваливаются. Украинский рынок не может похвастаться большим количеством сделок, хотя по последним прогнозам его объем в 2014 году достигнет $200 млн. Для сравнения, объем российского венчурного рынка в 2012 году составил $910 млн.

Локальные IT-предприниматели предпочитают умалчивать о личных неудачах. Видимо, сказывается нежелание признавать собственные ошибки. Втоже время стоит отметить, что неудача – это нормальное явление и своего рода опыт. Кейс, который поможет сделать правильные выводы и не повторять ошибок. Именно поэтому, редакция AIN.UA решила выяснить, почему локальные стартапы потерпели неудачу или вовсе были закрыты.

Best.ua - книга отзывов

Best.ua

В начале 2011 года в украинском интернете появилась онлайн-книга отзывов Best.ua. “Тебе нахамили в отделении банка? Расскажи всем, чтобы люди обходили стороной этот банк”, – говорилось в сообщении стартапа. В краш-тесте команда проекта просила $100 тыс. Спустя год после запуска, основателю Best.ua удалось привлечь $70 тыс. В проект вложились 3 бизнес-ангела из России, Украины и США, которые получили доли: 20%, 12% и 20%. Руководство отчиталось о том, что за 2011 год продажи увеличились на 15%, а количество уникальных посетителей достигло 2 тыс пользователей в день. В тоже время, эксперты начали говорить о том, что Best.ua растет слишком медленно и не демонстрирует заявленных результатов. Отчасти с этим был согласен и основатель Best.ua. “Конечно, в 2011 году мы хотели покорить Украину (и весь рунет) несколько скорее, но оказалось, что интернет-бизнес — это не только быстрый запуск и хорошая идея, а полноценный марафон”, – говорил Даниил Тонкопий. Если взглянуть на график посещаемости ресурса в период с ноября 2010 года по май 2013 года, в пиковый месяц ресурс посещало 7 тыс человек в месяц. 

“Что касается Best.ua, то я не считаю его “провалом”, отнюдь. Сервис работает, трафик растет. Люди пишут отзывы и пишут мне благодарные письма. Выручка стабилизировалась, проект себя окупает. Так что отсутствие венчурного пиара не означает что проект “умер”, – говорит основатель проекта Даниил Тонкопий. Также он добавляет, что проект нельзя уложить в концепт “провалов укрнета”. “С другой стороны – значительного ничего не происходит. Пока все идет нормально – инвесторы смотрят нормально, не вмешиваются”, – резюмирует г-н Тонкопий. Недавно стало известно, что Best.ua вышел на самоокупаемость в конце прошлого года, поэтому основатель онлайн-книги отзывов отошел от оперативного управления стартапом и занялся развитием других проектов.

friendin

Friendin

В конце 2011 года украинский интернет взорвала новость о том, что в стране заработает новая социальная сеть Friendin.net. Тогда сообщалось, что автор и инвестор проекта днепропетровский предприниматель Анатолий Глоба инвестировал в него около $1,5 млн собственных средств. В разработке участвовало 20 человек и на нее было потрачено полтора года. “Мы взяли лучшее от всех социальных сетей, которые сейчас есть, и переписали это в своем видении. Добавили кое-что свое, и у нас получилась уникальная сеть. Например, интерфейс сети можно изменить под конкретного пользователя — отдельные структурные блоки пользователь может разместить на экране по собственному желанию. Мы адаптировали ее под сенсорные экраны телефонов, для удобного пользования», — рассказывал на презентации Глоба. Предполагалось, что соцсеть станет новым Facebook и ее аудитория спустя несколько месяцев составит 1 млн пользователей, однако на деле оказалось, что за озвученную сумму пользователи получили соцсеть, которая была написана на движке Drupal, имела технические проблемы и не выдерживала нагрузок.

Когда социальная сеть Friendin пропала с орбиты украинского интернета, сказать трудно. Однако стоит отметить, что она еще работала в январе 2012 года, спустя несколько месяцев после официального запуска. Официальных объяснений закрытия ресурса не поступало. По неофициальным данным, у нее было 1 тыс зарегистрированных пользователей, а социальную сеть погубила неправильно выбранная ниша. “Тяжело сказать что-то конкретное. Видимо основатели внемлили разуму. Конечно, цифра в $1,5 млн – завышена. Я бы оценил ее в $200 – $500 тыс”, – говорит инвестор и IT-предприниматель Ярослав Максимович. По его словам нишевые соцсети имеют перспективы, но их искать нужно от понимания потребностей этой ниши.

mail.uaMail.ua

Почтовый сервис Mail.ua был запущен ветераном украинского интернета Алексеем Масем. В 2010 году Александр Ольшанский вложил в проект $1 млн. В интервью AIN.UA он говорил, что недоволен результатом развития проекта. “Он запущен. Есть много субъективных и объективных вещей. Во-первых, кризис. Mail.UA должен был “сьесть” миллион быстрее. Если говорить в терминах планирования, то мы сейчас находимся в точке, которая должна была быть достигнута в 2008 году, а  рынок, как вы понимаете сейчас, другой. Во-вторых, какие-то наши просчеты. Мы учились. Мы сразу рассматривали его как рисковый проект. Изначально ведь идея конкурировать с Gmail немного сумасшедшая”, – говорил тогда г-н Ольшанский. Также он отметил, что окупить миллион долларов – задача не простая. “Но, думаю, мы все же его окупим и заработаем. Просто не так быстро, как планировали”, – подытожил г-н Ольшанский.

В 2012 году почтовый сервис Mail.ua был продан российскому интернет-холдингу Mail.ru Group. По неофициальной информации, сумма сделки составила $500 тыс. Сообщалось, что на момент осуществления сделки, почтовым сервисом Mail.ua пользовались около 300 тыс человек. Аудитория была переведена на Mail.ru. “Я считаю что много вещей шли в Mail.ua не так, как требовалось. Например из $1 млн инвестиций на рекламу проекта было потрачено всего $20 тыс. Но эти вещи стоит обсуждать в комплексе, а в данном вопросе нет ожидания комплексного ответа”, – резюмирует один из основателей Mail.ua Алексей Мась.

prestigePrestige

Магазин стильных покупок или первый в стране шоппинг-клуб Prestige был запущен в 2010 году. Ранее сообщалось, что клуб Prestige работал в качестве интернет-магазина дорогих вещей для абонентов мобильного оператора “МТС”. В 2010 году шоппинг-клуб Prestige привлек посевные инвестиции через фонды Vivex Invest и e.ventures, после чего был продан Otto Group. Точная сумма инвестиций неизвестна, однако по оценке управляющего партнера AVentures Capital Евгения Сысоева, общий объем инвестиций мог составить несколько миллионов долларов.

“Куда делись свежие предложения по скидкам? Все просто: запасы одежды и трендовых вещей исчерпаны. В связи с этим наша команда срочно отправлена в Prestigeную экспедицию, цели которой – свежие идеи, тренды и обновки для вас. За приключениями команды следите на нашем сайте и в социальных сетях”, – говорилось в последнем сообщении Prestigeshop. По информации, которой располагает обозреватель AIN.UA, Prestigeshop в данный момент является банкротом и распродает свои активы. В частности сотни клиентов шоппинг-клуба по-прежнему ждут возврата денег за купленные товары, о чем активно сообщают на страницах Prestigeshop в социальных сетях. С менеджерами проекта связаться не удалось, на запросы обозревателя AIN.UA никто не ответил. Последняя активность Prestigeshop в социальных сетях наблюдалась в октябре прошлого года. Несмотря на то, что  Prestige прекратил свое существование, в Украине сформировался сильный рынок онлайн-торговли, с такими лидерами в сегменте шоппинг-клубов, как ModnaKasta и Le Boutique.

profeo_top-ukrainian-social-networksProfeo

В апреле 2008 года в Украине запустился клон LinkedIn, социальная сеть для профессионалов Profeo. Запустить проект решила польская рекрутинговая компания Grupa Pracuj. По данным украинского журнала Forbes, для того, чтобы такая модель окупилась в Украине, ресурсу необходимо было привлечь 100 тыс зарегистрированных пользователей. Спустя год после запуска проекта, его аудитория превысила 100 тыс пользователей. Однако, летом 2009 года инвестор принял решение остановить финансирование проекта и уволить всех сотрудников. Тогда основной причиной назывался отказ от убыточных проектов. По словам директора агентства цифрового маркетинга Prodigi Оксаны Завойко, которая занимала должность маркетинг-директора Profeo, причиной закрытия проекта стал кризис, который повлек за собой остановку инвестиций.

Сообщалось, что главным конкурентным преимуществом украинский социальной сети станет локализация на украинский и русский языки. Однако это сыграло с Profeo злую шутку. Белые воротнички использовали в основном английский язык. Кроме того, руководство Profeo не смогло привлечь в социальную сеть известных топ?менеджеров, имеющих аккаунты на LinkedIn.

tochka_net_710-557Tochka.net

Портал Tochka.net был запущен в начале 2010 года. Изначально это был продукт компании Digital Ventures, которая принадлежит «СКМ» Рината Ахметова. Спустя 2 года I.UA, Bigmir.net и tochka.net сливают порталы в одну компанию” href=”https://ain.ua/2012/02/20/74163″>собственники I.ua, Bigmir.net и tochka.net слили порталы в одну компанию, которая получила название United Online Ventures. Изначально проект позиционировался как большой горизонтальный портал, который должен был работать на трех составляющих: контент, сервисы и социальная составляющая. В интервью, которое Лукаш Щепански дал AIN.UA, уже бывший топ-менеджер Tochka.net рассказывал, что Tochka.net должна была выйти на окупаемость в 2012-2013 годах. “Наша цель – иметь определенную долю на рынке медийной интернет-рекламы в Украине. Как минимум – 10%, в идеале – 20–30%”, – говорил тогда г-н Щепански.

Через год он принял решение покинуть компанию. Официальная причина ухода не называлось, а в пресс-релизе руководство «Медиа Группы Украина» поблагодарило Лукаша Щепански и бывшего операционного директора Марека Фриедмана, которые справились со своими обязанностями, обеспечив основу для будущего развития компании. По неофициальной информации, руководство Tochka.net не справилось со своей задачей: за счет покупки рекламы портал генерировал хороший трафик, однако не смог удержать аудиторию.  В сентябре 2012 года генеральный директор “СКМ” Олег Попов сообщил, что в интернет-проекты tochka.net и OLL.TV было вложено $20 млн.

По данным gemiusAudience за апрель 2012 года интернет-портал Tochka.net занял 9-е место рейтинга, с охватом в 14,33% украинского интернета, и с количеством посетителей сайта на уровне 2 076 473, несмотря на принятое осенью прошлого года решение отказаться от покупного трафика. Спустя 4 месяца появилась информация, что Tochka.net закрывает раздел, на который делали основную ставку при запуске портала и меняет фокус на молодую активную женскую аудиторию