Дмитрий Лисицкий известен и как топ-менеджер, и как предприниматель. Еще в 2001 году они с Романом Хмилем основали Source Valley, которую уже через пять лет продали GlobalLogic. В момент продажи компания стоила $8 млн. Дмитрий занимается и разработкой мобильных приложений. Так, приложение для удобного ввода текста на устройствах с тачскрин-интерфейсами ThickButtons заняло первое место на конкурсе стартапов IDCEE-2010. Летом прошлого года он стал главой United Online Ventures – компании, которая объединяет онлайн-активы УМХ и МГУ. Долгое время именно он отвечал в УМХ за все переговоры с интернет-стартапами.
В пятницу Дмитрий стал участником Firetalk Chat с Денисом Довгополым, где рассказал о том, как был предпринимателем и запускал свои компании, а также – как был представителем инвестора и общался с украинскими стартапами. Он привел примеры типичных ошибок, которые допускают начинающие предприниматели, пытающиеся выйти на глобальный или украинский рынок.
1. Если вы строите глобальный стартап, нужно быть готовым эмигрировать
По словам Лисицкого, если украинский предприниматель нацелен на глобальный рынок, эмиграция – это только вопрос времени. Это большая иллюзия, что можно жить в Украине, а продавать или принимать платежи за границей, считает он. Это правило – находиться, там где находятся клиенты, работает и для b2b, и для b2c-сегмента.
2. Не старайтесь все придумать самостоятельно
Общий признак всех стартаперов: хочется все придумать и сделать самому. Но лучше – понять, в чем ключевая экспертиза, потенциальный прорыв проекта, а все остальное брать в готовом виде, не тратить на это время. “Не стоит придумывать свою систему финансов, маркетинговые решения. Ваша ключевая идея и core business дожлны быть инновационными, но в остальном лучше смотреть, как это уже реализовали другие люди, и чем быстрее вы это поймете, тем лучше”, – считает Лисицкий. Это – банальный совет, но многим стартаперам действительно тяжело ему следовать.
3. Не запускайте стартап в нише, которая никогда не вырастет
Среди украинских начинающих предпринимателей популярна такая модель, если говорить метафорически: “Сделаю онлайн-уроки по стрижке для пуделей. В Украине миллион пуделей, у меня потенциально будет миллион пользователей через 10 лет”. Но идти в узкие сегменты – неудачная идея, считает Лисицкий. “Это ужасная ошибка. Часто люди запускаются в сегменте, который никогда не вырастет в Украине, и тем более – глобально. Я видел множество подобных презентаций, такая модель никогда не работает”, – говорит он.
4. Не пытайтесь заходить в высококонкурентные сегменты
Если на рынке уже работают и зарабатывают, условно говоря, 10 компаний, не стоит расчитывать, что 11-й компании там тоже найдется место. Тем более, 7 из 10, к примеру, уже могут приближаться к банкротству, просто публично не объявлять об этом.
“Недавно была похожая история с купонными сервисами. Всем казалось, что места хватит и для сотни таких компаний, и все они будут хорошо зарабатывать. Но со временем такие сервисы начали закрываться, и в итоге, скорее всего, останется 2-3 крупных компании. Такая схема повторяется для каждого сегмента”, – считает Лисицкий.
Предпринимателю нужно выбрать time to market: когда конкретный рынок вырастет, запуститься не слишком рано, и не слишком поздно, когда конкурентная среда будет слишком насыщенной. К примеру, в Украине было бы сложно запустить крупный онлайн-портал в 2010-2011 году, когда весь рынок уже был поделен.
5. Учитывайте, что интернет-рынок Украины – очень небольшой по объему
ВВП в Китае на душу населения уже больше, чем в Украине, при его миллиарде жителей, напоминает Лисицкий.
Рекламный рынок Украины – очень маленький, раз в 20 меньше российского. И прежде чем запускать проект, ориентированный на локальный рынок и работающий по рекламной модели, стоит подумать. Конечно, в год украинский рынок онлайн-рекламы растет на 30%, но стоит помнить, что пока еще этот рынок – очень фрагментирован, так что эти 30% распределяются между растущим количеством компаний. “Я бы не стал пробовать запускать онлайн-медиа, если нет уверенности в том, что получится что-то масштаба “Корреспондента”.
Если же говорить о сервисной модели, онлайн-сервисы также все зарабатывают на рекламе. Но здесь проблема в том, что в отличие от контент-проектов, сервисным локальным стартапам (онлайн-радио, почта, онлайн-ТВ) придется конкурировать с международными гигантами. К примеру, вряд ли есть смысл запускать украинскую социальную сеть, когда рынок давно поделен между российскими и американскими игроками. “Любой сервис очень нейтрален к географии. Запуская украинскую социальную сеть или дейтинг-сервис, вы конкурируете против Google, Mail.ru, “Мамбы” с огромными ресурсами”, – предупреждает Дмитрий.
Перспективной нишей остается электронная коммерция (если не говорить о продажах электроники). Население Украины малообеспечено, а онлайн-коммерция – это все еще способ сэкономить деньги.