Мировая статистика успеха IT-стартапов довольно печальна: около 99% новых проектов не выживает. Никто сейчас не сможет дать точную оценку по Украине, но она врядли выглядит оптимистичнее.
Укранские проекты часто стесняются говорить даже о своих успехах: обороте, росте маржинальности, новых инвестициях. Точная сумма самого громкого экзита украинского стартап-рынка – продажи Viewdle – публично не озвучивается до сих пор. Как правило, еще труднее предпринимателю рассказать историю закрытия проекта, провал стартапа нередко маскируют эфвемизмами вроде “проект пока заморозили”, “мы собираемся перезапустить что-то несказанно лучшее” и т.д.
Редакции AIN.UA удалось собрать несколько историй неудач украинских стартапов: онлайн-аукционов Kopeikoff и Minution.ru, интернет-магазина KDK.kiev.ua и сайта спортивной статистики ineedscore.com. Кто-то из бывших основателей нашел работу как наемный сотрудник, кто-то рискнул еще раз и выиграл.
В качестве эпиграфа к этой подборке вполне подойдет цитата Спенсера Фрая, CarbonMade: «Нет ничего романтичного или крутого в том, чтобы быть предпринимателем. Это борьба за выживание вашей компании, за вашу собственную шкуру, и она длится каждый день».
1. Онлайн-аукцион Kopeikoff, CEO Артем Яремчук (на бывшем сайте проекта сейчас финансовый портал)
История:
Скандинавский аукцион Kopeikoff достаточно громко стартовал на украинском рынке в мае 2009 года – как раз в кризис. Его проинвестировала польская Vivex Invest (ее проекты – Mapia.ua, Mouse Interactive Media). Артем Яремчук на то время работал в Vivex менеджером проектов, и его назначили CEO новосозданного аукциона.
Инвесторы рассчитывали, что модель penny auction, хорошо стартовавшая в Польше, подойдет и для растущего украинского рынка. Суть аукциона в том, что каждый день пользователям предлагают дорогие и новые товары по стартовой цене в 1 грн, после чего каждый участник покупает онлайн ставки и может их использовать в борьбе за лот. Побеждает тот, чья ставка – последняя. У победителя есть шанс забрать себе машину за условные 200 грн, у аукциона – заработать на всех сделанных ставках (одна ставка стоила от 1,6 до 3 грн). Таким образом, все участники аукциона оплачивали своими ставками товар, который получал победитель, а аукцион зарабатывал всё, что получено сверх стоимости товара. Как рассказал Артем, соотношение окупающихся/неокупающихся лотов составляло 80/20 и этого было достаточно для заработка.
Гипотеза состояла в том, что украинцы – азартный народ, и с удовольствием займутся развлекательным шоппингом. Но бизнес-модель не сработала: инвесторы излишне оптимистично оценили рост аудитории Уанета, кроме того, новые пользователи аукциона приходили поиграть, но не задерживались на сайте, так что роста аудитории подобно снежному кому не вышло. Когда аудитория Уанета исчерпалась, перед владельцами встал вопрос: выходить на СНГ, что требовало бы больших денег, или заморозить проект. В декабре 2010 года Vivex закрыла аукцион. “Уже через год после запуска мы поняли, что бизнес-модель неустойчива, возможно, проект нужно было убить даже раньше. Но мы были полны энтузиазма, амбиций, хотели бороться за первое место на рынке”, – рассказывает Артем. Осложняло ситуацию и то, что конкуренты на рынке играли не всегда честно, и у пользователей падало доверие к таким аукционам.
Команде проекта было нелегко смириться с таким решением. “Ты отдаешь чему-то два года жизни, людей из проекта видишь чаще, чем семью, чем жену, расставаться с проектом – очень тяжело. Но мы это пережили и до сих пор собираемся этим коллективом на пиво несколько раз в году, с удовольствием общаемся”, – говорит бывший CEO Kopeikoff.
Самый важный урок, извлеченный из этой истории: отстаивать до конца свое мнение, быть более жестким и принципиальным, быть бескомпромисным в найме и увольнении людей.
Чем занимается сейчас:
Неудача с Kopeikoff Артема только раззадорила, ему давно хотелось попробовать что-то свое, где никто сверху не навязывал бы свое мнение: хотелось быть не только исполнителем, но и полноценным творцом и владельцем, с полной свободой действий. Его стартап KitApps (теперь называется Attendify) – конструктор мобильных приложений для организаторов мероприятий, среди клиентов – многие серьезные компании, такие как Cisco Systems, Disney, Bloomberg, Philips, украинская IDCEE. Проект недавно получил $200 тыс. от TMT Investments при оценке компании в $3 млн, регулярно побеждает в конкурсах украинских, и даже российских стартапов.
2. Онлайн-аукцион Minution.ru/Minution.com, основатель Павел Богаччи (сайты недоступны)
История:
Аукцион Minution, основанный Павлом, пытался заработать на той же схеме, что и Kopeikoff. Проект вышел очень дорогим: дизайн для сайта разрабатывал сам Артемий Лебедев, было открыто четыре (!) компании: одна в оффшоре, одна в Лондоне, и по одной в Москве и Киеве. Расходы на юридическое сопровождение были на уровне расходов на разработку дизайна, не говоря уже о расходах на штат, логистику, офисы.
Но запуск проекта затягивался: от составления ТЗ до старта прошло восемь месяцев вместо запланированных трёх-четырёх. “Это были самые “золотые” упущенные месяцы: в сентябре 2008-го случился комплексный обвал экономики, а мы запустились в начале ноября. Накануне кризиса люди легче расставались с деньгами”, – вспоминает Павел. Уже в апреле 2009 года стало ясно, что проект нежизнеспособен в таком виде, и в мае его закрыли. При том, что в начале этого же года за аукцион с командой предлагали $500 тыс. Тогда основателю казалось, что это мало.
Основной причиной нежизнеспособности такой модели в Украине Павел называет непорядочность конкурентов и нежелание идти по их стопам. “Закрыл я его в тот момент, когда появился соблазн, вернее, выбор: или начать обманывать пользователей, подключив боты, или закрываться. Сначала вместо дорогостоящих товаров (телевизоры, компьютеры и даже автомобили) стали появляться всё более дешевые (плееры, наушники, флешки…), а затем запрос естественным образом стал стихать. На игру в “развод” пользователей я не пошёл: для кармы плохо, да и это уже не бизнес”.
Чем занимается сейчас:
С командой, которая занималась аукционом, Павел работал вместе ещё два с половиной года и разработал еще один проект – marketplace на базе аукциона. “В этом секторе я разобрался глубоко (ценообразование – это сердце рынка, а я – кардиохирург:) Он сейчас ждёт своего ангела для выхода на рынок”, – говорит он. Опыт с первым аукционом Павел не считает фейлом: “Это скорее был качественный урок о ведении бизнеса и построении стартапов. Хотя я и потерял большие деньги, но купил опыт”.
Чтобы отдохнуть, Павел занялся совершенно другим направлением: здоровым питанием. Сейчас он ведет группу “Мудроеды” на Facebook, занимается исследованиями и семинарами по здоровой пище и долголетию. “Если иметь в виду личные достижения, здесь я преуспел: больной стартапер стал здоровым спецом по питанию”, – говорит он.
3. Интернет-магазин KDK.kiev.ua, основатель Алексей Лях (сайт недоступен)
История:
Алексей пытался в 2008 году запустить свой магазин электроники, под него был уже готов сайт, нашлись поставщики, были потрачены деньги. Но магазин в итоге даже не открылся. Что интересно, Алексей даже не винит в этом “Розетку”:).
Алексей в 18 лет уже активно занимался продажей электроники, открыл свою фирму в 2006-2007 году, у него уже были хорошо налажены связи с поставщиками, месячные продажи его компании “Компьютер для каждого” составляли около $50-60 тыс. В начале весны родилась мысль запустить интернет-магазин электроники, который на то время мог бы конкурировать с 5ok и “Розеткой”. Тогда еще никто не знал о кризисе, а компьютеры можно было продавать с маржой 10-15% ($100-150). Основной фишкой сайта должна была стать функция, которая позволяла даже самому неопытному пользователю подобрать компьютер самостоятельно. “Логика была такой: под определенную модель процессора подойдут только такие материнские платы и т.д., что позволяло пользователю самому собрать компьютер. На то время для Уанета это было что-то новое”, – рассказывает Алексей.
Сайт писали с самого нуля. за $3-4 тыс., кроме логики подбора компьютера, там должна была работать синхронизация с прайсами.
Кроме того, Алексей купил грузовую машину для развозки заказов. и готов был вложить в склад около $50 тыс. Магазин должен был запуститься в сентябре 2008, но разработка затягивалась, и когда он был готов к декабрю, уже было видно, какие колоссальные убытки несут продавцы электроники. Так что полностью готовый сайт так и не запустился.
Чем занимается сейчас:
“Мне тогда было 19 лет, и я сильно переосмыслил свой подход. Решил, что не хочу заниматься тем бизнесом, в котором необходимо вкладывать и держать свой склад, и который может обесценится за пару месяцев “, – рассказывает Алексей. Он решил заняться нематериальным товаром – продажами интернет-рекламы. Сначала работал в “Ок-Интернет”, хотя поначалу пришлось трудно: нужно было учиться всему практически с нуля. Затем ушел работать в Fish, и наконец – руководить продажами в украинской Allegro Group. В апреле этого года ушел из холдинга, чтобы запустить свое digital-агентство Digital DNA. Агентство уже работает с AdVideo (Reklamostr) и DigiMedia.
А партнер, который работал с Алексеем над незапущенным интернет-магазином, Александр Биленко, сейчас возглавляет контент-отдел в “Розетке”.
4. Сервис футбольной статистики Ineedscore.com, основатель Ярослав Найда
История:
Идея создать проект для людей, играющих на биржах спортивных ставок, пришла Ярославу в голову где-то в 2011 году. Суть сервиса: с небольшим интервалом в 2-3 минуты собирались котировки с ведущих букмекерских контор и складывались в базу данных. Дальше была возможность отобразить эти данные в виде графика. Пользователи, видя движение линии букмекера, могли прогнозировать дальнейший рост или падение коэффициента, соответственно, на этом они и зарабатывали. Сервис также должен был выгружать футбольные результаты (поиск по количеству голов, минутам, сравнить статиску команд, поиск серий).
Работать над проектом Ярослав начал в сентябре 2012 года, надеялся уложиться в два-три месяца, чтобы запустить прототип, работая по выходным и свободное от работы время. Но сайт удалось запустить только в начале января, “со скрипом и большим количеством багов”. К середине февраля ошибки удалось устранить и основатель стал проверять его востребованность. Изначально планировалось, что он будет зарабатывать на ежемесячной подписке (первый месяц – бесплатно).
Чтобы рассказать о проекте, Ярослав стал писать на форумах, где бессердечные администраторы банили за ссылки в сообщениях. По результату постинга приходило 50 вялых посетителей в сутки, за полтора месяца на сервисе зарегистрировалось 20 человек и никто не оформил подписку. “Дальше я закупил контекста, и в сутки приходило уже 500 человек. Увы, результат все такой же, ноль оплаченных подписок, правда регистраций стало чуть больше. Я варьировал цену на подписку от 5$ до 30$ в месяц, и пробовал акции, где предлагалась скидка в 50% при оплате на 1 год. К сожалению, не получилось… не могу утверждать на сто процентов, что бизнес-идея оказалась проигрышной, больше склоняюсь к тому, что проект был еще достаточно сырым, и статья рекламных расходов очень маленькая, порядка 500 грн в месяц”, – рассказывает основатель.
Через четыре месяца попыток он решил сменить направление, купил новый домен, сменил дизайн на адаптивный. Теперь сайт позиционировался и как ресурс футбольной статистики, а зарабатывать должен был на рекламе. Но и эта модель не сработала: чтобы окупать проект, нужен был поток посетителей от 3 тыс. в сутки. Сейчас проект заморожен, Ярослав пробует его продать.
“После осознания неудачи в душе было неприятно, в груди – камень, дико жалко потраченного времени, но такое состояние продлилось ровно один день. Сейчас я смотрю на потраченный год работы как на получение опыта, останавливаться на этом не буду 100%. Наверное, самый главный урок – “утром деньги – вечером стулья”, т.е. ищите сперва клиента на вашу услугу или продукт, а все остальное делайте потом”, – рассказывает он.
Всего на проекте Ярослав за год потратил на хостинг, аутсорсинг и рекламу около $4,5 тыс. в деньгах, а по времени – все свободные вечера и праздники на разработку.
Чем занимается сейчас:
Сейчас Ярослав работает по найму в крупной аутсорсинговой фирме. Собственно, он не бросал основную работу на время работы со стартапом. “Сейчас смотрю на новые идеи по формуле: 2 дня разработки (обычно это посадочная страница с минимальным функционалом) + 400 грн на рекламу в контексте = есть отклик? Если услугой заинтересуются – есть звонки, заказы и т.д., тогда есть смысл работать дальше”, – говорит он.