Популярный сервис заметок Evernote ежегодно наращивает базу пользователей почти в два раза. Так, вместе с дочерними приложениями вроде Skitch и Penultimate, на сегодняшний день во всем мире насчитывается 75 млн пользователей, а без них более 65 млн. Это при том, что в ноябре их было всего 45 млн. Как сообщил AIN.UA менеджер по развитию Evernote в СНГ Родион Насакин, во многом такой рост происходит за счет новых стран, в том числе и Украины.
“У нас уже менее трети пользователей из США. И Украина демонстрирует очень хорошую динамику – за год число украинских пользователей выросло почти в 2,5 раза”, – утверждает Насакин. Он также добавил, что по темпам роста пользовательской базы Украина входит в число приоритетных для Evernote стран.
Мы пообщались с Родионом, чтобы узнать, как на сегодня развивается сервис в нашей стране, как украинцы отличаются от пользователей Evernote в других странах, насколько прибыльна компания в Украине и почему у нас не будет ни представительства, ни R&D.
Профиль украинцев в Evernote
На сегодня компания Evernote фокусируется примерно на 30 странах, в которых отмечается большой потенциал и высокие темпы развития интереса к сервису. Из СНГ в приоритете Украина и Россия. В нашей стране пока зарегистрировано около 350 тыс., каждый месяц регистрируются еще 20 тыс. человек – прежде всего, из Киева, но постепенно проникновение становится шире. Между тем, в России уже имеется 1,6 млн пользователей Evernote.
По словам Насакина, украинцев от пользователей из других стран отличает ряд характерных особенностей. Например, следует отметить, что наши соотечественники предпочитают Evernote для Android – доля таких больше, чем в среднем по миру. “У нас, как правило, работают с двумя и более платформами одновременно: например, сохраняют заметки на телефоне и смотрят дома за компьютером. Но если привести статистику использования в процентный вид, то получится, что доля Android в Украине – 33%, в то время, как в остальном мире 23%, – конкретизирует Насакин. – Ну и Mac значительно уступает Windows и веб-клиенту в Украине”.
В целом, по словам Родиона, аудитория Evernote в разных странах нарастает примерно по одной закономерности: сервисом начинают пользоваться люди, связанные и работающие с IT – early adopters – те, кто ближе к техническим новинкам и всегда готов пробовать новое. Затем подключаются другие группы, более широкие: это бизнес и творческие профессии, которым сервис помогает в работе. А потом появляются совсем массовые сценарии использования: кулинария, путешествия, шоппинг и т.д. “Мне кажется, в Украине мы уже на слуху у многих IT-предпринимателей и постепенно начинаем знакомиться с бизнесменами, дизайнерами, фотографами”, – утверждает Насакин.
“Сарафанное радио” для заметок
Продвижение Evernote в новых регионах, по словам представителя компании, происходит преимущественно за счет “сарафанного радио”. “У нас нет рекламы. Мы в принципе ею не пользуемся. Весь рост у нас органический, в первую очередь, за счет сарафанного маркетинга. Мы уделяем огромное значение отзывам – рассказы людей о том, как им помогает Evernote, мы помещаем у себя в блоге и в социальных сетях. У нас также есть специальная программа “Эксперты Evernote”, где люди делятся своими навыками применения сервиса в той или иной сфере. В русскоязычном сегменте экспертом по бизнесу стал владелец сети общественного питания в Донецке Евгений Выскуб”, – рассказывает Родион.
По словам Насакина, выбор соцсети, на которой компания делает акцент, зависит от региона. Так, в СНГ, помимо Facebook и Twitter, есть “ВКонтакте”, где у Evernote более 8 тыс. подписчиков. В Facebook – почти 5 тыс. “Кстати, любопытно, что самый популярный из русскоязычных каналов – как раз Twitter. Там у нас 16 800 подписчиков, – отмечает спикер. – А в Китае очень большую роль играют свои локальные сервисы”.
Бизнес Evernote в Украине
Говорить о прибыльности Evernote в Украине в денежном эквиваленте менеджер по развитию компании в СНГ, само собой, отказался. Впрочем, он сообщил, что в нашей стране сервис зарабатывает в два раза больше, чем во всем регионе. Кроме России. “И это при том, что наша стратегия в случае с Украиной включает, в первую очередь, активное привлечение пользователей, а не монетизацию. Наш опыт показывает, что со временем люди, оценившие продукт, начнут платить”, – заявляет он. По словам Насакина, большая часть доходов компании приходится на пользовательские премиум-аккаунты, которые стоят $5 в месяц или $45 в год. Насколько РФ опережает Украину по доходности для Evernote, он не уточнил.
Впрочем, немудрено, что в России бизнес прибыльней – там все запускают быстрее, чем у нас. Так, Evernote Business объявил о выходе на 26 новых рынков еще в феврале 2013 года. В Украине сервис стал доступен только в конце апреля, с отставанием от России на несколько месяцев. Насакин утверждает, что задержка была связана с тем, что команде нужно было обеспечить и протестировать поддержку платежей в Украине. По его словам, на сегодня данным сервисом в Украине пользуется уже несколько десятков компаний. “В последнее время украинский бизнес начал подключать Evernote Business чаще. Сейчас думаем над тем, как сделать оплату удобнее для украинских реалий”, – отметил менеджер по развитию компании в СНГ.
Расчетной валютой в Украине пока остается доллар. Гривну, возможно, будут внедрять – со временем. “Планы всегда основываются на результатах. Если продажи в Украине достигнут соответствующего уровня, мы установим приоритеты”, – пояснил Насакин. Между тем, в России уже можно оплачивать пользование сервисом рублями. “Эта возможность появилась совсем недавно”, – поспешил уточнить спикер.
Трудностей нет – есть возможности
На вопрос о том, с какими трудностями пришлось столкнуться команде Evernote при выходе и развитии на территории Украины, Родион Насакин ответил: “Трудностей нет – есть возможности”. В ближайшем будущем компания планирует сосредоточиться на привлечении новых пользователей, а также искать партнеров среди разработчиков. “В Украине очень много талантливых команд, которые работают над сервисами и приложениями. Было бы здорово, если бы они смогли расширить возможности своих продуктов с нашей платформой, API”, – говорит Насакин.
Впрочем, R&D или представительство в Украине компания открывать пока не планирует. “У нас уже много офисов по всему миру для такой молодой компании. Возможно в будущем появятся люди, работающие над нашим маркетингом непосредственно здесь, в Киеве”, – предполагает Насакин.
Конкуренты? Нет, не слышал
По поводу конкуренции в компании не переживают, а наоборот, воспринимают ее проявление с оптимизмом. “Наши конкуренты – это клейкие листочки, салфетки и прочие случайные бумажки, на которых люди записывают что-то, чтобы не забыть… Мы не расцениваем другие решения, которые так или иначе помогают людям быть продуктивнее, повторяют ту или иную функциональность Evernote, как конкурентов. Это скорее наши соратники в работе над тем, чтобы люди поняли – внешняя цифровая память гораздо удобнее и надежнее”, – говорит он, не упомянув даже Google Keep, который многие называли “Эверноутом от Гугл”, только проще и удобнее.
А еще Насакин похвастал платформой для независимых разработчиков, благодаря которой многие сервисы и продукты могут использовать возможности Evernote в своих решениях. “Возможно среди этих тысяч продуктов есть и интересные украинские решения”, – добавил спикер.