Юрий Лозинский, управляющий партнер системы мобильных платежей GOSpay, поделился с читателями AIN.UA своим мнением о монетизации интернет-сервисов.
В 1997 году Украина стала одной из самых передовых стран по предоставлению услуг мобильной связи. Стандарт GSM, как говорится, оказался в нужном месте в нужное время: рынок мобильной связи уже существовал, но еще не сформировался. Тогда страна получила новые стандарты, новое оборудование и, как следствие, быстрый рост отрасли.
Подобные процессы происходят в данный момент в IT. Мы имеем мощную систему высшего образования. У нас одна из самых лояльных систем налогообложения для мелкого бизнеса. Украинские инженеры накопили критическую массу в аутсорсинге. Все это ложится на почву бурно развивающегося, но не сформированного венчурного инвестирования.
В разработчиках проснулся бизнесмен – рынок наполняется онлайн-сервисами. Наши стартап-команды уже отлично разбираются в посевных-ангельских-венчурных. Осталось выбрать прогрессивную модель монетизации сервиса.
С В2В в общем-то и так все ясно: предложите сервисам уникальную услугу или снизьте издержки, и они вам охотно за это заплатят. Описываемые далее подходы более актуальны для В2С. Впрочем, всем подойдет в качестве дополнительного финансового потока или диверсификации.
Прямая монетизация сервиса понятна: мы разрабатываем функциональность продукта или предоставляем сервис, а клиент нам, соответственно, за это платит. Здесь к нашим услугам премимум, фримиум, реферальные модели и прочее. Мы тоже так думали. GOSPay изначально выносил комиссию на клиента. Но даже в сфере финансовых услуг, где миром правит комиссия, прямую модель монетизации мы считаем устаревающей.
Посмотрите, как поступают формирующие отрасль компании: Google apps, Amazon Kindle, стартовые исследования рынков от Accenture, Infotech и так далее. Все бесплатно или почти бесплатно для пользователя, на что пользователь отвечает лояльностью. Что делает Google? Кто-нибудь вам ответил на этот вопрос фразой: «Эта компания зарабатывает на исследовании моего покупательского спроса и последующей перепродаже это информации…»? Скорее всего, вам ответят: «браузер, почта, Google Docs, Android…» и даже не добавят слово «бесплатный» – это само собой разумеется.
Объявите клиенту, что Ваш сервис отныне и навсегда бесплатный, и получите:
- Лояльность, узнаваемость и быстрый рост клиентской аудитории;
- Идеальный продукт,-продукт каким его видит автор-разработчик. Не нужно изменять или ограничивать продукт в угоду монетизации;
- Упрощенную систему производства новых версий;
Для косвенной монетизации понадобятся отдельные механизмы:
- Кейсы;
- Механизм встраивания кейсов в продукт. Если Ваше приложение полезно пользователю, то оно само по себе реализует часть важных кейсов;
- Механизм анализа, который позволит интерпретировать поведение пользователя при выполнении кейсов в продаваемую информацию. Желательно, самообучаемый механизм 🙂
- API – если вы планируете масштабироваться и выпускать несколько продуктов.
Современные технологии позволяют распознавать эмоции человека, который смотрит на экран своего мобильного: жесты, улыбку, движения глаз, длительность между нажатиями, частоту пульса и так далее. По таким признакам можно определить отношение человека к происходящему, попытаться предсказать покупательскую способность и даже… вероятность покупки какого-либо товара или заключения сделки. Обезличьте эту информацию. Превратите ее в статистику и продайте ритейлерам, логистическим компаниям, банкам, страховым, агентствам по торговле недвижимостью – ее с удовольствием купят. Купят, чтобы снизить издержки, повысить оборачиваемость своих средств или принять решение о целесообразности выхода на рынок. Речь идет о рынке Украины объемом в 46 млн человек, где каждый второй взрослый пользуется интернетом.
Если это кажется Вам фантастически сложным, то можно начать с того, чтобы грамотно «приземлить» рекламу. Релевантная реклама клиента не раздражает. Впрочем, вы поймете, главное – научиться понимать настроение вашего клиента.