После оккупации Крыма российскими войсками картографы всего мира оказались перед непростым выбором – в составе какой страны должен отображаться полуостров на интернет-картах? Аннексию Крыма не признало большинство цивилизованных стран мира, но глобальным компаниям с представительствами в России приходится соответствовать российским законам. Сергей Петренко, который недавно ушел в бессрочный отпуск с поста гендиректора “Яндекс Украина” рассказал, как “Яндекс” вышел из этой ситуации, в составе какой страны видят полуостров сами крымчане и как компании удается сохранять нейтралитет в условиях силового противостояния двух стран. AIN.UA предлагает ознакомиться с самыми интересными тезисами из доклада Петренко.

Яндекс всегда позиционировал себя как локальная компания. Мы видели свою силу в слабости глобального лидера – он не может быть локальным и физически присутствовать в каждом городе. А мы можем в каждой стране, где мы работаем, считать себя локальным порталом. Все это относительно работало, пока не выяснилось, что окружающая действительность в разных странах начинает противоречить друг другу. Это похоже на шизофрению, она реально есть и с ней надо как-то жить.

IMG_2113

Когда начались события вокруг Крыма, мы начали разрабатывать концепцию локальности и последовательно ее применять. Получилось страшно, но зато последовательно и логично. Это означает, что в каждой стране существует некий набор фактов, и поэтому мы вынуждены раздваиваться, растраиваться и расчетверяться. У нас и раньше отличались новости – события в Украине и России освещались по-разному, и если там это был бандеровский переворот, то у нас это называлось российской агрессией. Но потом мирная жизнь закончилась, и объективная действительность полностью разошлась. Одну и ту же территорию, на которой мы работаем, обе страны считали своей.

Все началось с очень простого вопроса – ребята, а как мы будем рисовать Крым на картах уже в марте месяце? Карты – штука инерционная и стандартный цикл публикации – это примерно месяц. А будут ли столько ждать обе страны? И если мы перекрасим Крым в цвета России – нас не поймет Украина. Если же оставим Крым украинским – нас не поймет Россия, где у нас более 90% всего бизнеса, И это была самая простая из задач.

На maps.yandex.ua – Крым в составе Украины

После этого каждая из задач начала разбиваться на мелкие продуктовые решения. Кому и как показывать Крым после того, как в Конституции РФ будет написано – “Крым наш”. Мягко говоря, мы не можем иметь юрлицо на территории России, платить налоги по законодательству России и отрицать ее Конституцию. Если это может сделать отдельно взятый человек, то это не может сделать легально существующая компания. То же самое и относительно Украины – мы должны отображать Крым украинским в соответствии с Конституцией. И, наконец, третий вопрос – а что мы показываем в Крыму? Если там есть люди, которые уверены что Крым остался украинским, то мы их оскорбим показав полуостров российским. И наоборот – если мы покажем Крым украинским, то оскорбим людей, которые считают, что их мечта сбылась и они вернулись в состав России.

А вот на maps.yandex.ru – он в составе России

Мы придумали изящное решение – провели свой собственный референдум. Мы отключили в Крыму принудительный редирект на Yandex.ua или Yandex.ru. Теперь если пользователь из Крыма заходит на Yandex.ru, ему показывают российскую реальность, но при этом вверху страницы у него висит большая красивая ссылка – переключиться на украинскую версию портала. И наоборот. С остальными странами было проще – например, туркам мы показываем украинский Крым, потому что они никогда не признают его российским. С Белоруссией и Казахстаном – стараемся как-то комбинировать. Представляете – нам приходится ежедневно отслеживать что говорят политики всех пяти стран, где работает “Яндекс”, и формировать реальность для каждой отдельно взятой страны.

petrenko9

Помимо этого, у нас возникла масса других проблем. По какому законодательству показывать рекламу в Крыму – российскому или украинскому? Как объяснить рекламодателю, который заказывал рекламу на регион “вся Украина”, что мы не можем показать ее пользователям Симферополя? Вдруг там сидит агент федеральной антимонопольной службы, который сделает скриншот рекламы Олега Ляшко “Я верну Крым Украине”. Мало того, что она на украинском языке, что запрещено законом о рекламе РФ, так еще и содержит посягательство на территориальную целостность страны. К тому же политическая реклама в России и Украине регулируется по разным правилам. В итоге мы решили, что на Yandex.ua будет отображаться украинская действительность и по украинским законам, а на Yandex.ru – российская.

В общем и целом, список очень большой и мы назвали этот процесс лечением шизофрении ортопедическими методами или же костылями. Если считать в человекочасах, то мы потратили на это несколько лет.

Напомним, что в начале мая этого года Гендиректор «Яндекс Украина» Сергей Петренко ушел в бессрочный отпуск. Причиной такого решения стала политическая позиция Сергея, которая не совпадает с нейтралитетом, которого придерживается компания Яндекс. «Я не хочу подвергать угрозам компанию и не могу перестать быть гражданином своей страны», — написал Сергей в своем блоге. Поэтому он перестает быть публичным лицом «Яндекса» в Украине и уходит в отпуск на неопределенное время. Исполнять обязанности генерального директора компании будет другой сотрудник «Яндекс.Украина».