Сергей Петренко, который недавно ушел в бессрочный отпуск с поста гендиректора «Яндекс Украина», на недавней встрече в киевском “Часопысе” рассказал, как выглядят типичные кандидаты на должность маркетолога в “Яндекс” и почему он не берет их на работу. По мнению Петренко, на собеседование по большей части приходят продвинутые интернет-пользователи, которые предлагают развивать сервисы, толком не представляя, как это делается. Кроме этого, большинство соискателей не разбираются в KPI и считают свои идеи единственно верными. Подробнее – в репортаже AIN.UA.
- Первыми на собеседования к нам приходят опытные пользователи интернет-сервисов. Как правило, они считают, что кроме них никто не читает TechCrunch и не пользуется сервисами типа Foursquare. Поэтому каждый второй предлагает внедрить чекины во все наши мобильные приложения. По их мнению, без чекинов приложения вообще не могут существовать. Еще среди подобных соискателей очень популярна дополненная реальность. “Мы ее сделаем и все будет”, – говорят они. Когда начинаешь спрашивать в ответ, почему эта идея не взлетела у предыдущих проектов, им нечего ответить.
- Обычно люди, приходящие на собеседование, плохо дружат с KPI и слабо представляют, как измеряется эффективность работы сервисов. Вообще, сервисы типа карт или поиска предполагают некоторую подготовленность, но многие люди почему-то хотят вкрутить в них абсолютно все фичи, которые они подглядели у кого-то еще. Даже если они у нас уже есть, но они о них не знают. К нам недавно приходил кандидат на должность маркетолога – он предложил сделать сервис “Яндекс.Маркет”, а в результатах поиска выводить карточки товара и цены в реальном времени. Нам его пришлось разочаровать – “Яндекс.Маркет” у нас существует уже около 12 лет.
- Следующая группа людей, которые приходят устраиваться в “Яндекс”, это люди, которые работали в подобных сервисах со стороны разработки. У этих, как правило, отсутствует понимание маркетинга. Вообще, неплохо бы хотя бы на популярном уровне знать про репрезентативность и математическую статистику. Один из собеседников на вопрос “Как вы будете доказывать, что это фича нужна”, предложил провести маркетинговые исследование. При этом он предложил опросить всех поровну – студентов, пенсионеров, офисных работников и так далее. Это очень популярная ошибка – опрос должен проводиться среди целевой аудитории продукта, а не среди всей аудитории “Яндекса”.
- Я точно не стану отвечать на анкету, где человек написал ровно столько, сколько вместилось в поле для ввода. Если человек написал там не больше трех строк, потому что четвертая не поместилась, увы, он нам не подходит. Часто на вопрос “Какие картографические сервисы в интернете вы знаете и каковы их отличительные уникальные особенности?” я получаю в ответ список из Google Maps, карт Bing, “Яндекс.Карт” и все. О чем тут дальше говорить?
- Чемпион среди кандидатов на работу в “Яндексе” – это товарищ, который на вопрос “Придумайте поисковую фичу, которую можно использовать в “Яндексе” и объясните как вы ее будете разрабатывать, согласовывать и продвигать” ответил буквально следующее: “Ответ на этот вопрос является моим уникальным конкурентным преимуществом и я готов его рассказать только на собеседовании”. Это получается что-то в стиле, “вы меня позовите, а я вам продамся”. В любом случае, у нас это вызывает настороженность.
Если подытоживать все вышесказанное, то продуктолог должен понимать маркетинг и как определяются потребности масс людей, он точно должен быть хорошо эрудирован и хотя бы знать, у каких компаний раньше были такие же проблемы. И, конечно, он должен уметь думать, причем думать быстро.
До этого, на AIN.UA публиковался репортаж с выступления Сергея Петренко о том, как “Яндексу” удается одновременно работать в Украине и России и при этом, соответствовать законодательству этих двух стран.