За последние полгода количество низовых гражданских интернет-инициатив росло в геометрической прогрессии. Во время Евромайдана и весной украинцы демонстрировали чудеса самоорганизации и коллективизма. Для этого активно использовались как соцсети и «сарафанное радио», так и более «точечные» интернет-проекты с конкретной специализацией. Одна из таких социальных инициатив – «АвтоКарма» – была создана для повышения культуры вождения и взаимоуважения между водителями и пешеходами. На практике получилось нечто среднее между базой данных нарушителей с номерами и развлекательным сайтом для автолюбителей.

Во время Евромайдана «АвтоКарма» неожиданно для самих ее создателей стала одной из платформ взаимодействия активистов Автомайдана.

Сейчас в базе более 55 000 госномеров. Реальных пользовательских отзывов по ним в районе 10%. В списке нарушителей уже длительное время безоговорочно лидирует депутат-художник Сергей Поярков. Проект начал сотрудничество с ГАИ, чтобы активисты могли наказывать хамов-водителей не только в комментариях. А еще у «АвтоКармы» недавно обновилось iOS-приложение, которое еще более упрощает взаимодействие пользователей.

Мы пообщались с организаторами проекта о функциях, особенностях и перспективах «АвтоКармы».

Какие возможности у вашего ресурса? Как его предпочитает использовать аудитория?

Основная цель — повысить культуру вождения и уровень взаимоуважения между водителями, пешеходами. Также, отправив запрос с фото- и видеоматериалом, можно призвать ГАИ провести с нарушителем разъяснительную работу. Зачастую провинившийся водитель сам находит себя в нашей базе очень быстро. Некоторые делают выводы и исправляются, после пары-тройки листовок под лобовым стеклом или узнав, какая слава о них ходит в сети.

photo

Другая важная возможность — это возможность быстро сообщить о нарушении, используя мобильный телефон. Фото или видео фиксация, подпись и все. Приложение автоматически установит гео-метку (точку на карте – улицу, адрес, город) и опубликует отзыв на ресурсе. После этого отзыв увидят все пользователи и смогут проголосовать и прокомментировать ситуацию.

На вашем сайте можно найти как базу хамов-водителей, так и истории про доброту на дорогах или фотографии странных машин. Как вы себя позиционируете?

Мы за уважение на дорогах.  И культивируем европейский стиль вождения. Точно также как и взаимоуважение автолюбителей, профессионалов, велосипедистов и пешеходов.

Часто отзывы публикуют пешеходы о нарушениях правил парковки, реже — велосипедисты. Но нужно признать, что и пешеходы иногда “попадаются” на нарушениях ПДД 🙂

Чего достиг проект? Удается ли наказывать провинившихся?

Да. Довольно часто СМИ используют фото- и видеоматериалы портала и осуждают нарушителей публично.

Также работаем с ГАИ — этот процесс в начальной стадии, но первые результаты уже есть. ГАИ (скажем так, те, кто в ГАИ занимается безопасностью движения) заинтересовались нашим ресурсом и уже вышли на контакт.

FireShot Screen Capture #099 - 'Тойота ЛендКрузер ПОЯРКОВ, все отзывы' - autocarma_org_ПОЯРКОВ

То есть фото нарушителя может служить доказательством для ГАИ, и с помощью него можно “задним числом” привлечь нарушителя к ответственности?

Не все фото-факты можно использовать. Речь идет о явных нарушениях, для которых достаточно фотофиксации. Например, парковка под запрещающим знаком и парковка на тротуаре.

От имени наших участников заполняются информационные запросы в МВД Украины. После ответа мы делаем  “маркер” под отзывом с нарушением.

На текущий момент административно привлечь водителя таким образом не получится, т.к. нет соответствующей законодательной базы, но ГАИ имеет возможность определить личные данные водителя исходя из такого запроса, и провести с ним разъяснительную работу, о чем напишут в ответном письме за запрос.

На данном этапе  ведутся переговоры с ГАИ по областным центрам для такого сотрудничества. Только  ГАИ имеет законные рычаги влияния на водителей совершивших правонарушения.

Мы пока что имеем право только уведомлять водителей и представителей ГАИ.

FireShot Screen Capture #100 - 'АвтоКарма - за уважение на дорогах! Отзывы о владельцах автомобилей, поиск по гос_номеру' - autocarma_org

Как Евромайдан повлиял на ваш ресурс?

Значительный прирост мы ощутили с начала 2014 года с началом АвтоМайдана, хотя никто не связывался и ни с кем и не договаривался. Одни пользователи чаще начали выкладывать фото и видео, другие – комментировать, так и закрутилось. После этого на «АвтоКарме» стали появляться не только негативные отзывы, а и положительные. Это произошло само по себе, предполагаем, что из-за сходства ценностей, которые олицетворяет собой Евромайдан и проект «АвтоКарма» — это уважение друг к другу. Как на дорогах, так и вне их.

Вы ориентируетесь на российских пользователей или это сугубо украинских проект?

Ориентируемся, и не только на Россию. Не видим смысла ограничивать сервис. Изначально стартовая ориентация была на Украину, но, как видим, есть также материалы из Германии, Польши, США. Сейчас дорабатываем  локализацию на английский язык, а также на украинский и польский.

Сколько человек в сейчас команде «АвтоКармы»? Для основы команды это хобби или основной проект?

Костяк команды — четыре человека. С разными задачами нам помогают разные люди. Например, модераторов на портале у нас зарегистрировано около полусотни. Также из числа наших пользователей формируется команда содействия, которая не только участвует в онлайн-жизни портала «АвтоКарма» , но и принимает участие в организационных, идейных и технических вопросах.

На данном этапе это больше как собственная инициатива. У всех есть основные виды занятости — надо же за что-то жить :). Занятия разные, но в основном технические: среди нас проект-менеджеры, программисты, SEO/SMM-менеджеры.