Основатель и CEO компании DevRain Александр Краковецкий скептически относится к искусству питчей и прочей мишуре, которая, согласно распространенному в стартап-среде убеждению, существенно повышает шансы на успех проекта. В дискуссионной колонке для AIN.UA Александр простыми словами объясняет отличия между стартапером, предпринимателем и бизнесменом, а также развенчивает некоторые популярные стартаперские мифы. Есть что возразить? Пишите на редакционную почту.

Подавляющее большинство спикеров, рассказывающих о стартап-экосистеме и процессе получения инвестиций, делали это достаточно плохо. Возможно, причина в том, что их уровень в этой области намного выше моего, возможно, они просто не могли донести основные тезисы доступным языком. Но, общаясь, в свою очередь, с большим количеством айтишников и предпринимателей, я понял, что не один путаюсь в, казалось бы, простых вещах.

1800180_10154470515725038_2857998388780852445_n

Одну проблему нам решить удалось: сейчас все более-менее понимают, что такое стартап, хотя на это и ушло пару лет.

Стартап — временная организация, созданная для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес модели.

Стив Бланк

А вот дальше начинаются проблемы. Давайте остановимся на вопросах, которые звучат чаще всего.

Есть три состояния некой деятельности: стартап, предпринимательство и бизнес. Предпринимательством обычно называют малый бизнес, что означает небольшое количество вовлеченных в процесс людей (часто – одного), так и небольшие обороты/прибыль. Большой бизнес трогать не будем, с ним все более-менее понятно. Рассмотрим отличия стартапера и предпринимателя.

Задача предпринимателя – как можно раньше выйти на самоокупаемость и начать получать ежемесячный доход. Продажа бизнеса рассматривается достаточно редко, предпринимательский бизнес легко повторимый – например, всеми полюбившийся пример киоска с шаурмой. Модель прибыли понятна: продал больше шаурмы – больше заработал. По этой же причине, аутсорсовые компании ни в какой вселенной не являются стартапами.

Задача стартапера – взрывной рост, продажа бизнеса или выход на IPO (третьего не дано). Ни о какой ежемесячной прибыли речи не идет. Это всегда вызывало массу вопросов: а если я не хочу продавать стартап, который приносит мне стабильный доход? Ответ такой: если ваш стартап зарабатывает больше, чем тратит или вышел на IPO, то, значит, это уже не стартап, а бизнес. Поэтому, нужно запомнить, что…

…стартап ВСЕГДА убыточен

Второй важный вопрос, который инвесторы постоянно поднимают на всевозможных стартап-мероприятиях: почему вы ищете инвестиции, а не возьмете кредит в банке или не продадите свою однокомнатную хрущевку в центре Борщаговки или Троещины?

Я долго пытался найти ответ, который, в первую очередь, удовлетворит меня. Прочитав кучу литературы, послушав многих инвесторов и менторов, пришел к выводу, что их объяснения не выдерживают никакой критики. Чаще всего они сводятся к двум ответам: первый – типа ищем не деньги, а экспертизу и связи, а в банке этого не дадут, а второй – мол, если ты голый и босый, то плохая материальная ситуация не должна вредить твоей трудовой деятельности. Проще говоря, ты должен быть минимально накормлен и иметь крышу над головой, тогда ты сможешь полноценно работать над стартапом.

Это все булшит.

Банки не дадут денег, потому что вкладываться в сомнительные высокорисковые инициативы под названием “стартап” они не будут. На то они и банки, что умеют просчитывать риски и прогнозировать прибыль. Ключевая фраза здесь – высокие риски.

Инвесторы обычно инвестируют в десяток проектов в надежде, что один выстрелит и окупит все расходы. Для инвестора стратегия понятна (такая позиция не лучше и не хуже позиции банка, это просто другая стратегия), но он не обещал, что выстрелит именно ваш проект. И даже инвестиции в десяток или сотню проектов не гарантируют прибыль.

Еще один момент, который очень важен и о котором не любят говорить в стартап-обществе: ваша идея, питч, навыки и т.д. коррелируют с успехом стартапа приблизительно так же, как и количество телеграфных столбов влияет на глобальное потепление. То есть никак. Нет, конечно, ваши навыки/идея/питч могут повысить шансы на успех на порядок – например, с 0.00001% до 0.0001%!

Гораздо более важными факторами являются наличие предпринимательской/стартаперской экосистемы там, где вы делаете свой стартап, наличие кадров/опыта/экспертизы, наличие большого количества ангельских денег. Оглянулись вокруг? Теперь понимаете, почему все едут в Долину? Я был очень сильно удивлен, но даже израильские стартапы хотят переехать в Долину, что уж говорить о нас с вами?

Последнее время инвесторы и спецы из долины начинают неохотно признавать, что 20% – это идея/ реализация/команда, а 80% – удача и сложившиеся благоприятные условия.

Наример, на одном из семинаров рассказали такую историю: мол, все знают, как стартап XXX начинал свою деятельность в гараже. Но забывают рассказать ту часть, где упоминается, что гараж принадлежал мэру города 🙂

Такая же история и с многими другими стартапами: одни выживают только благодаря личным средствам основателей (в случае с Viber, например, это несколько десятков миллионов долларов), другие – за счет многомиллионных инвестиций, полученных в 99% случаев совсем не на конференции TechCrunch и не после удачно сделанного питча инвестору в лифте. То есть большинство красивых историй о том, как люди за один день просыпаются миллионерами – просто красивые истории.

Выходит, что все плохо и заниматься стартапами не нужно? Это не так. Мой посыл в том, что нужно четко разобраться в том, куда и зачем вы хотите пойти в стартаперы, избавиться от красивых иллюзий, и только потом что-то начинать делать. А перед этим желательно пару лет поработать в аутсорсинговых компаниях и корпорациях, побыть предпринимателем и много-много общаться с другими стартаперами и предпринимателями.

А тем, кто вопреки всему хочет стать стартапером, я посоветовал бы купить пару лотерейных билетов – вероятность выигрыша в лотерею будет выше, чем вероятность вашего выхода на IPO 🙂

Хороших вам стартапов!

Александр Краковецкий, CEO DevRain Solutions