Недавно в украинском стартап-сообществе появились слухи о том, что бизнес-инкубатор EastLabs не выполняет обязательства перед резидентами, а то и вовсе закрывается. “Саша из Likeastore уехал работать на немецкий стартап в Берлин, а стартапам PayJoy и Life.beats оплатили только переезд и проживание в Киеве”,- на условиях анонимности рассказал AIN.UA собеседник, знакомый с ситуацией в инкубаторе. В самом Eastlabs говорят, что инкубатор закрываться не планирует, а просто находится в стадии перезапуска. Впрочем, когда состоится перезапуск и каким он будет – в компании пока не определились.
Экс-партнер инкубатора Эвелин Бучацкий подтвердила AIN.UA, что EastLabs перестал набирать новые команды из-за нестабильной ситуации в стране. В то же время она рассказала, что инкубатор продолжает оказывать менторскую поддержку своим стартапам и предоставлять им офис в бизнес-центре “Парус”. Сама Эвелин недавно переехала работать в известный бостонский инкубатор TechStars. Один из резидентов EastLabs признается, что узнал об этом лишь из публикации на AIN.UA.
Напомним, что инкубатор EastLabs, входящий в группу EastOne Виктора Пинчука, начал работу в январе 2012 года. Отобранным проектам предлагали инвестиции в размере до $20 000 в обмен на 15% акций компании, офис в центре Киева, программу развития бизнеса и консультации профильных экспертов. Управляющими партнерами инкубатора были Эвелин Бучацки и Риш Лотликар и Ольга Белькова, впоследствии ставшая народным депутатом. Лотликар покинул Украину еще в прошлом году. Таким образом, все трое управляющих партнеров инкубатора сейчас заняты другими проектами.
Координатором EastLabs на данный момент является Регина Махотина. Она пояснила AIN.UA, что инкубатор все еще находится в стадии перезапуска и поэтому сейчас возможна небольшая стагнация. “Мы сейчас определяемся с дальнейшим концептом EastLabs и вскоре снова наберем ход”, – рассказала она.
Эвелин также согласилась прокомментировать информацию о том, что часть стартапов не получили обещанное финансирование. “Likestore получили 50% инвестиций, полную программу обучения и офис на значительно больший период, чем мы договоривались”,- рассказывает Бучацкий. “Payjoy получил около 1/3 от инвестиций, но они сами решили прекратить работу над проектом из-за экономической ситуации. Мы предложили им встретиться с несколькими инвесторами, но они отказались”, – говорит Эвелин. Казахский стартап Lifebeats получил всего 1/3 инвестиций из-за невыполнения заранее оговоренных показателей эффективности. Так как проекты не получили 100% финансирования, то EastLabs вместо стандартных 15% получил от 5% до 10% в вышеуказанных стартапах.
Судя по всему, проблемы с деньгами возникли у инвесторов относительно недавно. Все резиденты предыдущих наборов очень позитивно отзываются про свой опыт пребывания в инкубаторе. “Нам помогали на всем протяжении работы над проектом, в том числе в очень сложных моментах при построении команды, при изменении стратегии и разворота продукта. Мы получили обещанные инвестиции, кроме того нам помогли собрать инвесторов для seed-раунда”,- говорит CEO Preply.com Кирилл Бигай.
Похожее мнение и у основателя Poptop.fm Евгения Шестопала. “Если давать оценку работе Eastlabs, то я бы сказал, что их основной целью всегда было создание действительно работающих, полезных и значимых продуктов и исключать имитацию вышеперечисленных качеств. Для них важны были не красивые презентации, поездки или громкие статьи, а реальные результаты, показатели и здоровое развитие индустрии в целом”,- говорит он.
К началу осени помощь EastLabs стартапам свелась по большей части к индивидуальным программам поддержки и консультирования стартапов. Об этом рассказал основатель стартапа Danceter Евгений Урсалов. “У нас по прежнему есть офис в “Парусе” и по мере нашей потребности нам помогают менторской, консультативной помощью. Непосредственно привлечением инвестиций Danceter не занимался, но скажу, что с Эвелин были и есть предварительные договоренности о том, с кем вести переговоры”,- пишет Урсалов.
Что касается стартапов, которые по слухам инвестиции не получили, то нам удалось поговорить только с одним проектом и лишь на условиях сохранения анонимности. “Деньги мы получили только частично и очень поздно – все команды жили на свои средства в течении двух-трех месяцев после переезда в Eastlabs. Нам обьяснили что сейчас абсолютно неподходящее время для запуска нашего стартапа”,- говорит наш собеседник. По его словам, они согласны с данным решением и не винят в нем руководство EastLabs. Что касается менторской и партнерской помощи, то по ним претензий не возникло – в стартапе всем довольны.
В EastOne Group Виктора Пинчука, которая является владельцем инкубатора, на запрос AIN.UA не ответили. Но очевидно, что группа олигарха в последнее время избавляется от непрофильных активов. Позавчера журнал Forbes писал о том, что Пинчук продает «Издательство «Экономика» (Delo.ua, MMR.ua, “Инвестгазета”).
Напомним, что летом 2014 года EastLabs решил поменять концепцию работы. По словам Эвелин Бучацкий, текущая модель финансирования стартапов на preseed-стадии показала себя коммерчески нежизнеспособной. Она считает, что государство в лице новой украинской власти должно поддержать молодой стартап-рынок и покрыть хотя бы часть расходов по построению экосистемы. В противном случае операционные расходы для инкубаторов на украинском рынке становятся слишком высокими и модель инкубатора оказывается нежизнеспособной с точки зрения окупаемости инвестиций.