Среди специалистов по цифровому маркетингу есть те, кто относится к SEO свысока и скептически оценивает работу SEO-агентств, считая, что это – пережиток прошлого. Есть и адепты противоположного мнения, верящие, что SEO – панацея от всех мировых бед и единственный путь к успеху в онлайне. Cооснователь аналитического сервиса KISSmetrics Нил Пател считает, что лучше всего оценивать SEO взвешенно, и тщательно выбирать агентство, которое будет заниматься поисковым продвижением. В своей колонке он указывает на шесть основных причин, которых достаточно, чтобы задуматься над увольнением SEO-специалиста или отказаться от услуг агентства.
1. Агентство не объясняет процесс работы
SEO-агентство, которое не дает объяснений о том, что именно оно делает – опасно. Это сигнал того, что там есть “серые” или даже “черные” методы продвижения, и в любом случае – это подозрительно. Они не хотят, чтобы вы об этом узнали, потому что, скорее всего, вам это не понравится.
Такая работа даст вам кратковременные результаты? Возможно.
Она обеспечит результаты, которые обещало агентство? Есть такой шанс.
Использование “серых” методов позднее ударит по вашему сайту? Однозначно.
SEO-шники, которые используют неэтичные схемы продвижения, чтобы вывести сайт в топ, скорее всего опытны и найдут дипломатические, лощеные фразы, чтобы успокоить вашу подозрительность. К примеру, вы невинно интересуетесь: “Так что конкретно вы, парни, делаете?”. И они дают высокомерный ответ, полный малопонятных технических терминов. “А, ну ясно”, – отвечаете вы, чувствуя одновременно сомнение, смущение и облегчение. Хотя вы ничего не поняли из того, что вам сказали. Вспомните Эйнштейна: “Если вы не можете объяснить нечто простыми словами, вы не до конца в нем разобрались”. А за сложным техническим жаргоном может скрываться непрофессионализм. Заставьте свое агентство пояснить четко и просто, что именно они делают. Если у них не выйдет, самое время для скептицизма.
Я видел немало SEO-агентств, использующих пережитки прошлого – спамерские технологии. Они разрушили не один сайт, подведя его под штрафы. Не позвольте, чтобы это случилось с вами.
2. Вы заметили рост объема спама в обратных ссылках
Я бы посоветовал каждому вебмастеру внимательно следить за обратными ссылками на свой сайт. Это – важный показатель здоровья и авторитета сайта. А наплыв “плохих ссылок”, как правило, является предвестником ручного штрафа.
Догадаться, откуда появилось столько спама, несложно. Самая распространенная причина – неправильное построение ссылочной массы, чем часто злоупотребляют недобросовестные агентства. Нужно понимать, занимается ли ваше агентство ссылочной массой и если да – то что именно они для этого делают. Если они ответственны за спам в обратных ссылках, самое время их уволить.
3. Агентство не объясняет или не адаптируется к сменам алгоритма
Причина того, что пять лет назад с рынка исчезло так много агентств – в том, что они не смогли адаптироваться к смене алгоритма. А ведь когда-то неразборчивый листинг и рьяная фаршировка ключевыми словами действительно работали.
Как часто меняется алгоритм поисковика? Руководитель отдела по борьбе с поисковым спамом Google Мэтт Каттс уже ответил на этот вопрос: “Мы вносим изменения в основные алгоритмы поиска как минимум раз в день”. Большинство этих изменений – незначительны, но как бы там ни было, алгоритм меняется и развивается постоянно. Если ваше агентство не предупреждает о таких изменениях и не в состоянии их изменить, считайте это предупреждением.
4. Агентство не отчитывается о работе
Ищите компанию, которая даст вам доступ к удобным инструментам онлайн-мониторинга, к чему-то вроде онлайн-таблицы с данными, которые доступны по вашему уникальному логину. Некоторые SEO-компании используют продвинутые проприетарные системы, доступ к которым дается только их клиентам. Это само по себе уже хороший знак.
SEO – это сфера, основанная на данных. Числа – местная валюта. Каждый SEO-специалист понимает важность ключевых метрик вроде показателя отказов, времени задержки при загрузке страницы, переходов по ссылкам и т.д.
Вы как владелец сайта и клиент должны быть полностью уведомлены о каждой метрике, которая сигнализирует об успехе или неприятностях. Если SEO не предоставляет вам таких данных регулярно и в понятном виде, считайте, что они на вас уже не работают.
Вот тот минимум, на который стоит расчитывать:
- Регулярные отчеты – как минимум раз в месяц
- Отчеты по требованию
- Сбор, анализ и интерпретация даных
- Сравнительные отчеты по эффективности год к году и месяц к месяцу
5. Агентство не предоставляет стратегических консультаций
Это важно и вот почему. За последние несколько лет компетенция SEO далеко вышла за рамки ссылок, H1, ключевых слов и тегов. Сейчас сфера ответственности SEO включает контент-маркетинг, социальный маркетинг, и даже оптимизацию для повышения конверсий. Если ваше агентство отмаличивается по этим вопросам, это повод сомневаться в их профессионализме. Хорошие SEO-специалисты дают комментарии не только по своим непосредственным задачам.
Чтобы пояснить свою мысль, приведу пример. Представим, что вы – интернет-магазин одежды и вам нужна помощь SEO-специалиста. Вы связываетесь с агентством, и трафик начинает расти, растет ссылочная база и авторитетность домена. Ваш сайт появляется в поисковой выдаче по всем таргетированным ключевым словам. Жизнь прекрасна, не так ли?
Возможно. Но конвертируется ли этот трафик? Выросла ли ваша прибыль с тех пор, как вы наняли эту компанию? Поменялась ли конверсия? Ваше агентство обязательно должно дать комментарий о том, как оптимизировать сайт для повышения конверсии. Это и есть стратегическая консультация. Возможно, они не отвечают непосредственно за показатели конверсии, но у них точно должен найтись совет о том, что вам делать.
6. Агентство умеет делать хорошо только что-то одно
У большинства компаний есть своя специализация и это нормально. Но это не значит, что они не обязаны уметь всего остального. Некоторые “SEO-компании” на деле всего являются агентствами по наращиванию ссылочной массы. И это все, что они умеют.
К примеру, приходите вы к такой фирме, ожидая помощи с тегами заголовков и sitemap.xml. А вам вместо этого отвечают: “ОК, мы поможем вам со ссылками”. SEO-компаниям нужно четко постулировать, что они умеют и чего они не умеют делать. Вам как клиенту также нужно понимать это. Я знал людей, которые нанимали сеошников, ожидая от них администрирования сайта или разработки дизайна. Я знал и компании, которые утверждали, что они – универсальны, но при этом делали только исследования ключевых слов.
В эпоху, когда для цифрового маркетинга важно все, вам нужно агентство, компетентное во всех сферах SEO.
Выводы
Все это выглядит как завышенные требования. Так и есть. Вы можете с легкостью отсеять 80% агентств, просто прогнав их по этим шести критериям. Но если вы все же нашли хорошее агентство, оставайтесь с ним как можно дольше.