В последние несколько лет направление “интернета вещей” (Internet of Things) набирает активные обороты. Многие компании делают ставку на это направление и разрабатывают инновационные продукты и сервисы. Сегодня мы поговорим с Олегом Пузановым, создателем украинского стартапа Leantegra. Компания разрабатывает продукты, которые включают в себя софт и железо для выбранных сегментов “интернета вещей”. В этом году Leantegra получила посевные инвестиции из США и уже запустила свою бизнес деятельность в Украине и не только.
Чем занимается компания?
Мы разрабатываем платформу для беспроводных сервисов масштаба предприятия. Изначальный ФОКУС на таких коммерческих площадках как торговые центры, супермаркеты, развлекательные центры, отели, терминалы аэропортов и.т.д. Платформа включает в себя устройства, облачные компоненты и веб портал. Да, мы разрабатываем не только софт, но и железо.
Какое именно железо вы разрабатываете?
Пока что два устройства:
- PowerBeacon – устройство предоставляющее беспроводные сервисы на площадках. Своеобразный “мини сервер” на плате которого есть Wi-Fi, Bluetooth, iBeacon, NFC, UWB (Ultra Wide Band), Infrared и другие интерфейсы.
- PowerMote – беспроводный тег для локационных сервисов. При этом есть две версии, которые отличаются по дальности и точности позиционирования – UWB и Bluetooth LE.
Какой именно функционал у беспроводных сервисов?
У нас есть шесть направлений функционала:
- Wireless Analytics – беспроводная аналитика на базе Wi-Fi, Bluetooth и Сбор и обработка радио сигналов от смартфонов и беспроводных тегов.
- Proximity Marketing – контекстный маркетинг на базе локационных технологий и информации о близости смартфона / тега к локации. Например: близость ко входу в магазин внутри торгового центра. Главные технологии для этого направления это iBeacon, Bluetooth LE и
- Indoor NAVIgation – локационные сервисы внутри помещений: позиционирование, карты, навигация, локационный поиск и информация. Позиционирование делается либо с помощью смартфонов (Wi-Fi, Bluetooth), либо с помощью тегов (UWB, Bluetooth LE). У нас есть очень крутые алгоритмы для позиционирования внутри помещений которые, например, помогут покупателю легко и быстро найти нужный магазин в торгового центре, выход к самолету в аэропорту и т.п.
- Asset Tracking – это удалённый мониторинг положения/локации и состояния различных объектов: от товаров в магазине до сотрудников в торговом центре.
- Wireless Commerce – пакет функций и алгоритмов позволяющий привлечь покупателей и увеличить продажи, а также всё что касается монетизации и коммерции: билинг, реклама, платежи. При этом билинг можно делать для контента, данных и сервисов.
- Intelligent Infrastructure – улучшение безопасности, комфорта, доступности информации и бизнес операций внутри коммерческих зданий и других инфраструктурных объектов.
Где вы находитесь?
Сейчас у нас главный R&D офис в Киеве. Через 2 недели должен открыться второй офис в Киеве – наша лаборатория для беспроводных сервисов. Есть партнёры по разработке железа в Беларуси, Литве и Китае. Также есть начинания по нашим сейлз офисам в США и Израиле.
Сколько сейчас человек у вас в компании?
Всего в компании работает 22-23 человека – это если считать и постоянную команду и партнеров. Именно в главном R&D офисе сейчас 14 человек. Идёт активный поиск специалистов.
В чём заключаются ваши отличия, инновации и уникальность? Ведь подобные решения уже есть на рынках
Этот вопрос входит в тройку самых популярных вопросов – мы так часто на него отвечали, что решили вынести ответ на главную страницу нашего сайта. Кое-что есть и на “About Us” странице в более компактном виде. Но если совсем вкратце – наша главная инновация заключается в том, как мы улучшаем работу бизнес- и корпоративных пользователей с беспроводных сервисами. Мы предоставляем не отдельные решения для различных проблем, а полноценную экосистему с возможностью быстрой интеграции с существующими в организации приложениями.
Расскажите об истории создания компании
Самая первая идея зародилась ещё летом 2013-го – тогда она заключалась в разработке платформы и решений для IoT (Internet of Things). Эта тема стала очень популярной за последние два-три года. Наблюдается глобальная тенденция, многие компании прогнозируют триллионный рынок для IoT. Почитайте те же маркетинговые прогнозы от Cisco по поводу IoT – там вы увидите такие заоблачные заявления как “14 триллионов долларов для рынка IoT / IoE”. При этом все эти громогласные заявления уже постепенно подтверждаются и на практике – многие крупнейшие ICT компании уже сделали немало инвестиций в данном направление: Cisco, GM, Bosch, Google, Apple, Samsung, AT&T, Deutsche Telekom, Verizon и.т.д.
Первая версия архитектуры этой платформы заключалась во фреймворке для быстрой разработки IoT приложений: Smart Home, Smart Energy, Connected Car, Smart Retail, Connected Fitness, Telecare etc. Универсальный конструктор, включающий в себя такие компоненты как: облачные компоненты, протоколы и настраиваемый стек для “умных устройств”. И в таком виде эта идея просуществовала вплоть до начала 2014 года, с разными попытками реализации прототипов.
Через несколько итераций и реинкарнаций эта платформа обрела более конкретную форму и фокусировку. От универсального конструктора для любых IoT приложений, до платформы поддерживающей ограниченный (оптимизированный) набор функционала для локационных и сенсорных сервисов. Вертикальный фокус при этом остановили на коммерческих площадках для ритейла: торговые центры, супермаркеты, развлекательные центры и.т.д. Особое внимание уделили RTLS (Real-time Location System) функционалу и локационным сервисам внутри помещений – например: indoor mapping & navigation.
Ещё через 3-4 месяца получилось то, что видите сейчас на нашем сайте – шесть основных направлений функционала, о которых я уже чуть раньше рассказывал.
Да, очень важный момент – все эти идеи зарождались здесь в Киеве. То есть компания и идея продуктов компании украинская, что довольно большая редкость в наше время. Я имею в виду, что сейчас есть большое количество аутсорсинговых IT компаний и сейлз офисов иностранных компаний здесь в Киеве. Но очень мало продуктовых компаний, которые были придуманы и созданы в Киеве. Тем более компаний, которые нацелены на глобальные рынки.
Как собственно начался сам бизнес? Когда и как получили инвестиции? Когда открыли свой первый офис?
Первые попытки найти инвестиции были в марте 2014-го. Тогда начался длинный процесс, который дал первые результаты только в сентябре. Разумеется что мы ожидали поступление инвестиций быстрее. Например, когда показывали свою первую презентацию инвестору, рассчитывали на 3-4 недели до первой транзакции, в конечном итоге весь процесс занял почти 7 месяцев.
Наш первый офис открыли совсем недавно: 1-го октября. Но при этом уже делаем ремонт во втором офисе 🙂 Точнее второй у нас будет даже не офисом, а целой лабораторией, которую решили назвать Leantegra Wireless Labs и совсем скоро мы сможем показать и рассказать подробнее об этом
У нас также есть офис в США, который пока что существует формально и начнёт свою полноценную деятельность до конца января. Есть партнёры в Израиле, которые уже являются частью нашей команды и начали с нами плотно работать. Но раньше февраля мы не будем делать ставку на нашу бизнес деятельность за пределами Украины. Сначала нужно доделать разработку базовой версии продукта.
Какие ваши планы на ближайшее будущее?
Как вы понимаете, наша компания находится на довольно раннем этапе становления. Сейчас мы пытаемся начать проекты с рядом компаний в Украине и не только, параллельно заканчиваем разработку нашей платформы. Особенно много рисков и интересных задач по разработке железа.
Где и как можно следить за вашими новостями?
Думаю что наш сайт и блог будут самыми хорошими источниками новой информации о нас. Странички на Facebook и LinkedIn также существуют, более того мы открыты для встреч и готовы ответить на все вопросы вживую.